Меняю маленькую зарплату на большую
Исследования рекрутинговых агентств показали, что добиться повышения оплаты труда сложно, но можно
Покажите мне такого работника, который не хотел бы прибавки к зарплате. Любопытно было бы взглянуть на этот редчайший экземпляр. Однако недаром говорят, что хотеть не вредно. Добиться реального увеличения собственной зарплаты сродни подвигу.
Во всяком случае, так утверждает молва. И тут же объясняет: вопреки оптимистичным заявлениям политиков бизнес еще не успел выбраться из кризиса конца прошлого десятилетия, а на носу уже новый, и у любой компании каждая копейка на вес золота.
Вот и опрос, проведенный в начале этого месяца исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, показал: 49 процентов российских предприятий в ближайшее время не намерены ни повышать, ни индексировать зарплату сотрудников. Что касается остальных работодателей, то они тоже не горят желанием улучшить материальное положение в своих коллективах: лишь пятая часть из них задумывается о доходах работников. По данным статистики, в нынешнем году почти половина отечественных фирм оставила ставки сотрудников на прежнем уровне, а еще 10 даже сократили денежное содержание своим подчиненным. У большинства тех, кому все же повезло с начальством, прирост дохода не превысил 10 процентов, точнее – инфляционных достижений страны. А тут еще экономисты-либералы подзуживают: в современной России зарплата обгоняет производительность труда.
В общем, положение нашего брата наемного работника беспросветно печальное. Как любили говорить советские международные телеобозреватели про «их нравы», «невеселы лица простых американцев», «нелегко живется рядовому налогоплательщику».
Но есть, есть, слава тебе господи, свет в окошке! Другая рекрутинговая компания, HeadHunter (вот она, великая сила рыночной конкуренции!), провела свое исследование тоже в июне, но получила куда более обнадеживающие результаты: «39 процентов работников петербургских компаний получают повышение зарплаты по первому требованию, даже без видимых причин. При этом если не требовать конкретной суммы прибавки, то работодатели чаще повышают зарплату на 10–25 процентов... Лишь в двух процентах случаев просьба о прибавке имела печальные последствия для работника – увольнение или понижение заработной платы».
Каким же образом удается этим счастливчикам добиваться столь впечатляющих результатов? Может, они обладают обаянием молодого Донатаса Баниониса, красноречием Мартина Лютера Кинга или изобретательностью Томаса Эдисона? Оказывается, все гораздо проще. Как утверждают авторы исследования, «если озвучить требования более определенно, работодатели чаще всего идут навстречу сотруднику». Эта определенность требований поражает своей… неопределенностью. Первый мотив: та жалкая кучка денег, что вы мне платите, неадекватна огромному объему работы, который я выполняю. Второй: зарплата у меня, конечно, хорошая, но маленькая. Третий: мне не хватает на жизнь (а кому хватает, долларовым миллионерам?). Наконец, четвертый, наиболее любопытный, как признаются сами авторы опроса: интересно, а какой будет реакция босса, когда я ему заявлю, что требую прибавки?
На самом деле, как свидетельствуют специалисты и здравый смысл, заставить работодателя быть более щедрым способны лишь три ситуации. Если на рынке труда есть более высоко оплачиваемые вакансии и работник может уйти к конкуренту. Если человек по-настоящему талантлив (что называется, штучный товар) и его утрата грозит фирме реальными потерями. И только в исключительных случаях особо даровитым силой своего обаяния и красноречия действительно удается убедить шефа, что прибавка к зарплате – объективная необходимость. Но лично мне такие уникумы попадались в жизни крайне редко.
Впрочем, вполне возможно, я ошибаюсь и на практике все по-другому. Что ж, попробуйте, рискните. Потом расскажете, что сказало вам начальство.
Сергей Ачильдиев, редактор отдела спецпроектов «НВ»