Истребитель мог рухнуть на дома
Когда утром в четверг, 28 июня, мне позвонили с известием о том, что в местечке Бесовец рухнул самолет, первая реакция была: «Как, опять?!» На первый взгляд все было как-то пугающе похоже на прошлогоднюю трагедию: тогда Петрозаводск, например, тоже готовился отметить день города. Праздник пришлось отменить, республика погрузилась в траур по погибшим в результате крушения пассажирского лайнера Ту-134.
К счастью, в этот раз Бог миловал, катапультировавшиеся пилоты Су-27 даже не получили серьезных травм. Удалось избежать и разрушений на земле. Правда, пока неясно, благодаря чуду или мастерству летчиков, сумевших отвести падающий истребитель от жилых домов. Впоследствии интернет-портал LifeNews опубликовал странные слова генерал-майора Канамата Боташева, который пилотировал самолет вместе с полковником Евгением Олейником.
– Очень хорошо, что все это произошло над пустынной местностью, – заявил летчик.
У местных жителей это утверждение может вызвать только недоумение: в сотне метров от места крушения – жилой дом, в нескольких десятках – железная дорога. Рабочие-обходчики, кстати, оказались одними из очевидцев падения истребителя. А сельчане, особенно пожилые, до сих пор вспоминают о катастрофе со страхом.
– Дом затрясся, я выбежала, дочь мне кричит: «Не возвращайся внутрь!» – рассказывает пенсионерка Мария Стрельцова.
На следующий день после катастрофы вопрос о безопасности жителей Бесовца, чьи дома расположены в непосредственной близости от аэродрома, стал предметом обсуждения депутатов Законодательного собрания Карелии.
– Фигуры высшего пилотажа военные совершают прямо над жилым массивом и железнодорожным полотном, – подчеркнула вице-спикер ЗС Ирина Петеляева. – Куда смотрят те структуры, которые регулируют эти полеты? Совсем недавно мы открывали памятник погибшим в крушении Ту-134. И наблюдали, как фигуры высшего пилотажа совершались прямо над головами людей.
Депутат предложила провести совещание на эту тему с представителями силовых ведомств. Между тем, как выяснилось, аналогичные проблемы тревожат не только жителей Петрозаводска, но и города, откуда в Карелию прибыл Канамат Боташев. Он является начальником авиабазы «Балтимор», расположенной в Воронеже, а в Петрозаводске, по официальным сведениям, был в командировке. Так вот, многие воронежцы, оказывается, тоже недовольны соседством с военным аэродромом. И уже давно протестуют против расширения авиабазы, задуманного Минобороны, проводят пикеты и даже судятся. Аргументы те же: военный объект вблизи города представляет опасность для гражданского населения.
Так это или нет, должны, конечно, решать специалисты. В конце концов гражданские аэродромы во многих городах тоже находятся в непосредственной близости от населенных пунктов. И, как показала прошлогодняя трагедия с Ту-134 под Петрозаводском, от падения пассажирского лайнера вблизи жилья тоже невозможно застраховаться: «тушка» тогда рухнула совсем рядом с многострадальным Бесовцом.
А более двадцати лет назад, летом 1990 года, рядом с поселком произошла еще одна памятная трагедия. На неохраняемом железнодорожном переезде пассажирский автобус столкнулся с пригородным поездом. В автобусе ехали более 80 пассажиров, из них 33 человека погибли. В их память под Бесовцом тоже сооружен мемориал…
Может быть, для того, чтобы окрестности поселка перестали обрастать памятниками жертвам трагедий, несчастливый населенный пункт действительно стоит переименовать? По крайней мере Ирина Петеляева высказалась за то, чтобы вернуться к этой теме, которая уже возникала после катастрофы Ту-134. Однако некоторые другие депутаты сочли, что это нецелесообразно. В общем, вопрос с переименованием повис в воздухе, хотя и вызвал новый всплеск обсуждения на карельских интернет-форумах.
прямая речь
Ольга Шмаеник, депутат Законодательного собрания Карелии:
– При прошлом созыве парламента была создана рабочая группа, в которую вошли представители общественности, местной власти, религиозных объединений, краеведы. Именно жители Бесовца, а также этнографы и историки высказались категорически против переименования. И рабочая группа приняла решение о том, что этого делать не надо. Конечно, мы вправе вернуться к этому вопросу, но не думаю, что в этом есть смысл.
хроника
Авиакатастрофы с участием Су-27
За последние десять лет произошло несколько аварий с участием Су-27, приведших к человеческим жертвам.
- 27 июля 2002 года в результате падения истребителя на авиашоу под Львовом погибли 77 человек, пилоты катапультировались.
- 29 июля 2008 года в Приморском крае истребитель рухнул в полукилометре от аэродрома вблизи Уссурийска. Погиб один из пилотов. Второму летчику удалось покинуть падающий самолет.
- 16 августа 2009 года в небе над подмосковным Жуковским столкнулись истребитель Су-27 и спарка Су-27УБ. Истребители входили в состав пилотажной группы «Русские витязи». Командир группы полковник Игорь Ткаченко погиб. Пострадали двое летчиков и четыре человека на земле: истребитель упал на территорию дачного поселка, в результате чего сгорели три дома. С сильными ожогами были госпитализированы двое мужчин и одна женщина, которая впоследствии скончалась в больнице.
- 30 августа 2009 года на авиашоу в Радоме (Польша) разбился белорусский истребитель Су‑27. Самолет упал на землю во время выполнения фигур высшего пилотажа. Пилоты – полковник Александр Морфицкий и полковник Александр Журавлевич – погибли.
- 14 января 2011 года в Хабаровском крае потерпел катастрофу самолет Су‑27 Дальневосточного объединения ВВС и ПВО. Самолет выполнял плановый полет и пропал с экранов радаров примерно в 30 километрах от аэродрома. На месте падения самолета было обнаружено тело пилота.
версии
«Машина просто пошла вниз»
мнение эксперта
Основная причина катастроф – отказ авиатехники
Наталья Александрова, собкор «НВ» в Карелии