Одни не построили площадки, другие недостроили дома…
Из-за недостатка спортивных площадок в Заполярье дети ищут развлечений в заброшенных недостроенных зданиях. И это нередко приводит к трагедиям
Лето в Мурманской области короткое, поэтому детвора, свободная от уроков, старается как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Вот только сводки МЧС каждый раз начинают напоминать вести с фронта: получил ранения, закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, скончался на месте. Причем виной всему не мифические враги, а совершенно реальные дома-«монстры» – так называют северяне недостроенные здания, которых на территории области немало. Заброшенные своими владельцами и неогороженные, они как магнит притягивают детей…
Про десятилетнего мурманского школьника Леню Воробьева врачи говорят, что он родился в рубашке. На днях упал с недостроя, но, к счастью, остался жив. Родители мальчика подняли целую кампанию в СМИ. Причем, как обычно бывает в таких случаях, всплыло сразу несколько проблем.
Парнишка вместе с родителями живет на улице Загородной в Апатитах.
– Все твердят, что если ребенок занят и у него есть увлечения, то он не будет лазать по таким местам, – говорит мама мальчика Мария Воробьева. – Мой сын спортом с четырех лет занимается. А рядом с домом только гаражи, высоковольтные столбы и ничего другого.
– Хорошо бы у нас была во дворе баскетбольная площадка, – вздыхает сам Леня. – А то с друзьями и поиграть негде.
В тот день школьник и его пятеро приятелей бродили в окрестностях 56-й школы на улице Седова. Злосчастный недострой от нее буквально в нескольких метрах. По замыслу архитектора здесь собирались возвести бассейн. Но в постперестроечные времена всем стало не до детского спорта. Про комплекс забыли. Зато его облюбовала местная детвора.
Один из друзей Лени предложил забраться в здание и поиграть в догонялки. Мальчишки так и сделали.
– Там все ребята из школы тусуются, курить на переменках бегают, – оправдывается мальчик. – И вообще, здание яркое, граффити на стенках много и лазеек всяких, где только ребенок может протиснуться.
Мальчишка изо всех сил пытался убежать от гнавшегося за ним друга. В пылу игры он поскользнулся и полетел вниз.
– Нам позвонил один из друзей сына, когда мы с мужем возвращались с работы, – рассказывает Мария Воробьева. – Я была в шоке, но с помощью подруги попыталась вызвать «скорую помощь».
Каково же было возмущение женщины, когда врачи просто отказались ехать на место происшествия, заявив, что у недостроя нет точного адреса.
Пока родители Лени добирались к развалинам, друзья мальчика своими силами донесли его до подъезда.
– Они нам сообщили, когда уже были около дома, – продолжает Мария Воробьева. – Я снова позвонила медикам. Мне задали кучу вопросов: «Как себя чувствует ребенок? Что именно он делал?» В конце концов я уже сорвалась и начала кричать, чтобы они немедленно ехали.
Когда в итоге Леня попал к врачам, выяснилось, что у него тяжелое сотрясение мозга. Четыре дня он провел в реанимации. Между тем родители мальчика не понимают, почему опасный недострой стоит неогороженным. Тем более что это не первый случай и не самый серьезный, который здесь произошел.
А пока мама Лени решила обращаться в правоохранительные органы.
– Нас уже посетила инспектор по делам несовершеннолетних, – говорит Мария Воробьева. – Она обещала связаться с комитетом по образованию, советовала нам тоже туда написать. Кроме того, мы собираемся подать жалобу в прокуратуру.
Как никто другой проблему недостроев знает бывший прокурор Апатитов, а ныне прокурор Октябрьского округа Алексей Круглин.
– Конечно, огораживать такие объекты надо, – признает он. – Хотя бы для того, чтобы случайные люди туда не попадали. А вот самоубийц вряд ли остановишь. После наших претензий администрация Апатитов огородила хирургический корпус, но они умудряются перелезать через решетки. Впрочем, порой забор лишь усиливает желание попасть на запретную территорию – просто из любопытства.
Кстати, чтобы огородить муниципальный недострой, прокуратуре необходимо судиться с чиновниками. Могут служители закона представлять в суде интересы пострадавшего ребенка. Сами родители тоже имеют право потребовать компенсацию ущерба в гражданском порядке.
По словам Алексея Круглина, за его практику в Апатитах был случай, когда мальчик упал с недостроенного спортивного комплекса. Ребенок получил переломы. Его родители отсудили 350 тысяч рублей и компенсацию за лечение.
Что касается ситуации с Леней Воробьевым, то Октябрьская прокуратура уже запросила документы о всех муниципальных недостроях на территории города и частных – в округе.
В ближайшее время будут поданы иски к установленным владельцам недостроев.
недострой
В Мурманске хватает заброшенных зданий
Самый крупный недострой расположен в районе улицы Кооперативной. Огромная коробка с пустыми глазницами окон – любимое место самоубийц и силовых подразделений специального назначения, которые там тренируются. Кстати, забор вокруг этого объекта есть, но любителям сомнительных приключений и желающим расстаться с жизнью он не мешает. Хорошо хоть спецназу пользу приносит.
Еще одни «графские развалины» с историей находятся на улице Капитана Орликовой. Здесь должен был быть детский сад, но пока он используется лишь любителями пейнтбола. Недавно один из них свалился с трехэтажной высоты в подвал. 17-летний парень получил перелом основания черепа и ушиб головного мозга. Пейнтболист несколько месяцев провел в больнице. Прокуратура потребовала огородить недострой, что администрация и сделала. Но вскоре произошел еще один несчастный случай – на этот раз пострадала девочка.
Но все рекорды побило недостроенное здание хирургического корпуса в Апатитах. Местные жители всерьез предполагают, что у этого здания есть некая зловещая аура. В разное время здесь погибло десять человек! Причем практически все весной-летом. Например, в мае прошлого года одновременно произошли два ЧП. Сначала один подросток свалился и переломал ребра, потом второй разбился насмерть. Кстати, в первом случае, как и в ситуации с Леней Воробьевым, ребята играли в догонялки.
слово власти
Ситуацией с недостроями озаботилась городская администрация
–На территории Мурманска находится 44 объекта незавершенного строительства. Сейчас проводится их анализ на предмет безопасности. Состоялся конкурс для установки ограждения территории детского сада № 10 (улица Капитана Орликовой), разработано техническое задание для проекта по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса (улица Седова, 8), рассматриваются предложения для дальнейшего строительства объекта в районе жилого дома по адресу: улица Маяковского, 27. Если собственник объекта приостанавливает строительство, выполняются мероприятия по ограничению доступа к данному объекту. Если это муниципальная собственность – за счет бюджета, за ограждение отвечает заказчик, это его обязанность в случае консервации ограничить доступ к объекту. Если частная собственность – за счет собственника. Но если у собственника нет денег на завершение строительства, то в большинстве случаев их нет и на огорождение.
Из сообщения управления капитального строительства мэрии Мурманска
Марина Калинина, собкор «НВ» в Мурманской области