Общество

«Разум должен питаться неизвестным»

12 июля

 

Действительный член РАН Борис Каторгин убежден: будь у нашей науки деньги, мы давно сделали бы двигателидля полетов за пределы Солнечной системы

Руководитель научно-образовательного центра «Энергофизические системы» Борис Каторгин стал лауреатом Международной энергетической премии «Глобальная энергия» 2012 года. Так отмечен проведенный им цикл исследований и разработок высокоэффективных жидкостных ракетных двигателей на криогенных топливах.

– Борис Иванович, ваш ракетный двигатель РД-180, созданный в 90-е годы, победил в конкуренции с американскими аналогами. На нем и сегодня летает американская ракета «Атлас». Именно благодаря заключенному вами в 1995 году долгосрочному контракту с американцами на поставку двигателей РД-180 выжил «Энергомаш»… 

– И до сих пор живет, и еще лет десять проживет. За счет этого контракта мы сохранили коллектив, ученых, средства производства. Ракеты семейства «Атлас» с двигателями РД-180 эксплуатируются по научным и некоторым правительственным программам США. В частности, в ноябре 2011 года с помощью двигателей НПО «Энергомаш» американцы отправили к Марсу космический научный аппарат, и теперь ученые составят сверхточную карту поверхности этой планеты. Кроме того, с помощью наших двигателей отправлен космический аппарат для изучения Плутона.

– Лимит разработок советских времен давно исчерпан. Что теперь надо сделать, чтобы в будущем быть конкурентоспособными на мировом рынке?

– Надо вести новые разработки и модернизировать старые. Сейчас этот процесс если где у нас и происходит, то крайне вяло. Судите сами: в советское время Министерство общего машиностроения, в ведении которого находился космос, только на НИОКР тратило 22 процента своего огромного бюджета – по всем направлениям, включая двигательное. Сегодня объем финансирования исследований несопоставимо меньше. Вследствие этого главная беда – непривлекательные условия работы для молодых специалистов. Даже на «Энергомаше», несмотря на деньги американцев, нет достойной оплаты труда для молодых. Они уходят в бизнес. Надо развивать производство, чтобы выпускник инженерного факультета был уверен: у меня будет работа по профилю и с достойной оплатой. Еще необходимо повысить роль генеральных конструкторов и отдать им финансирование по НИОКР, пусть они сами проводят разработки по ведущим направлениям и самостоятельно распоряжаются средствами. А то сегодня генеральный конструктор вынужден бегать по каждому новому вопросу к директору и выслушивать в ответ неизменное: «Денег нет». Будь у нас деньги, мы давно сделали бы ядерные двигатели, на которых уже летали бы за пределы Солнечной системы. Когда я был молод, мы много спорили и мечтали, как на ядерных двигателях будем летать уже в 80-х годах. Даже над фотонными двигателями задумывались. 

– А сегодня стоят в повестке дня полеты за пределы Солнечной системы?

– Для разработки ядерных ракетных двигателей многое было сделано еще при советской власти. Сейчас создается ядерный транспортно-энергетический модуль. Возглавляет это направление Исследовательский центр имени Келдыша под руководством академика Анатолия Коротеева – при непосредственном участии Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники (НИКИЭТ) имени Доллежаля под руководством члена-корреспондента Юрия Драгунова. В НИКИЭТ проектируют ядерный реактор с газовым охлаждением, который будет работать и как источник энергии для плазменных двигателей при передвижении в космосе, и как электростанция.

– Какие перспективы вы видите в освоении космической энергии и ее использовании на Земле? 

– Развитие цивилизации немыслимо без освоения космической энергетики, увеличения доли возобновляемой энергии. Отходами углеводородных производств, вредными газами мы замусорили атмосферу и нанесли огромный ущерб природе. Давно пора его минимизировать. Кроме того, каждые четырнадцать лет на Земле прибавляется по миллиарду жителей, а значит, растет число потребителей товаров, для производства которых нужна энергия. Мусор растет в геометрической прогрессии, и на его утилизацию тоже нужна энергия. Когда-нибудь наступит критический момент и Земля не выдержит. При этом Солнце дает в 10 тысяч раз больше энергии, чем та, которую потребляет человечество. Можно и нужно строить солнечные орбитальные электростанции и передавать часть энергии на Землю. К примеру, после 2016 года в США собираются снабжать электричеством, полученным с космических солнечных орбитальных электростанций, около 250 тысяч индивидуальных домов. Причем будут аккумулировать электромагнитную энергию Солнца не только в инфракрасном, но и в ультрафиолетовом диапазоне, что расширяет КПД установок. На Землю она будет передаваться в виде СВЧ или лазерного излучения. Далее полученная энергия будет конвертироваться в электрическую для нужд людей. Конечно, пока нам от нефти и газа не уйти. Но форсировать создание возобновляемых источников энергии, направлять на это лучшие умы и финансы необходимо, иначе не выжить в будущем.

– Вы говорили о полетах в дальний космос. А так ли уж нужно лететь, скажем, на Марс? Противники этой идеи считают, что это слишком дорого, да и опасно для здоровья экипажа.

– Один философ сказал: «Всему живому на Земле присущи два стимула – стимул к утолению голода и стимул к воспроизводству. Только одному живому существу, человеку, Господь Бог дал разум. А разум должен питаться неизвестным, иначе он погибнет». И человек при любых условиях пойдет искать новые знания. И на Марс полетит, чтобы понять, была ли там жизнь и что будет с нашей Землей. Сергей Королев еще при жизни готовил аппараты именно для полета на Марс. Сейчас в РКК «Энергия» тоже активно рассматривают этот вопрос.

– А когда полетит обещанная ракета-носитель «Ангара»?

– Двигатель РД-191, разработанный на «Энергомаше» для «Ангары», фактически готов. Думаю, года через три ракету запустим. Она будет выводить в космос различные спутники – телекоммуникационные, научные, связи и дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Особенность «Ангары» в том, что на основе ее универсальных ракетных модулей можно создать целое семейство ракет-носителей грузоподъемностью от двух с половиной до 25 тонн. «Ангара-1» имеет один двигатель и грузоподъемность те самые две с половиной тонны, «Ангара-3» – три двигателя и грузоподъемность восемь тонн, «Ангара-5» – пять двигателей и грузоподъемность 25 тонн. К тому же мы использовали экологически чистое топливо: после его сгорания остаются лишь вода да углекислый газ. 

– Я слышала, что ваши жидкостные ракетные двигатели применимы и в земных условиях. Каким образом, где?

– Двигательные технологии универсальны, и их можно использовать в наземных установках для выработки электроэнергии. Кроме того, наши наработки по обращению с криогенными компонентами в ракетных двигателях уже применяются для создания сверхпроводящих линий электропередачи. Как известно, свойством сверхпроводимости материалы обладают при температурах сжижения азота, а еще лучше водорода. Вместе с моим коллегой, директором НИИ низких температур академиком Валерием Костюком – тоже лауреатом премии «Глобальная энергия», – мы создали опытные образцы таких сверхпроводящих криогенных систем. С помощью космических технологий можно создать системы для утилизации избыточного углекислого газа. К примеру, наши заводы по производству аммиачных удобрений выбрасывают в атмосферу очень много углекислого газа. С помощью технологий, отработанных для космических аппаратов, можно его собрать и сделать из него полезные продукты. Дистанционное зондирование Земли со спутников открывает возможности для поиска полезных ископаемых, а также сканирования трубопроводов и оперативного обнаружения их разрывов. Так что космос необходим для решения самых земных проблем.

 

Борис Каторгин окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана. В НПО «Энергомаш» с 1958 года, с 1991 года – генеральный директор и генеральный конструктор объединения. В 2005–2008 годах – генеральный конструктор НПО «Энергомаш».

Борис Каторгин – участник создания маршевых мощных ракетных двигателей для кораблей «Союз», «Протон», ракет-носителей «Энергия» и «Зенит». Одно из его с коллегами важнейших изобретений – антипульсационные перегородки из специальных форсунок для камер сгорания ЖРД: это решило проблему обеспечения устойчивого горения в них компонентов топлива при высоких давлениях. Ученый внес большой вклад в создание мощных непрерывных химических лазеров. 

Борис Каторгин – автор свыше 330 научных трудов, из них около 200 изобретений. 

 

Беседовала Лидия Березнякова. Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+5
Умеренный дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно