«Иоланта» и ОМОН
Корреспонденты «НВ» выяснили, почему на международный фестиваль «Опера – всем» смогли попасть далеко не все
Вокруг разрекламированного фестиваля, на спектаклях которого петербуржцы и гости города могли бесплатно насладиться шедеврами мировой оперы в атмосфере исторического центра города, разгорелся скандал. Во двор Михайловского замка, где в четверг вечером давали «Иоланту» Чайковского, смогли попасть далеко не все желающие. Зрители, оставшиеся за воротами, не хотели уходить и скандировали: «Позор!» В итоге поклонников искусства пришлось разгонять бойцам ОМОНа.
Эта история неприятна, как на нее ни посмотри. Можно понять расстроенных ценителей прекрасного – им обещали бесплатное представление, о фестивале рассказывали многие СМИ, поэтому люди ждали прекрасного вечера, а получили встречу с ОМОНом. Ворота, закрытые перед носом зрителей, организаторы пытались объяснить попытками избежать давки. Намерение благое, как и сам фестиваль «Опера – всем»: нести высокое искусство в массы нужно. Но так и осталось неясным, почему для его проведения выбирались площадки, неспособные вместить всех пришедших на спектакль.
Впрочем, две из четырех площадок – Соборную площадь в Петропавловской крепости и участок перед Елагиным дворцом – можно называть удачными, там поместились все желающие. А вот во дворе Капеллы двумя днями ранее появились первые признаки скандала. Там давали «Демона» Антона Рубинштейна. Тогда небольшой двор оказался вмиг заполнен людьми, а те, кто стоял вне площади, ничего не слышали и разочарованно уходили. Тогда-то организаторы фестиваля и задумались над ограничением входа на представление, которое должно было состояться 19 июля.
При этом до горожан эту мысль не донесли. И в четверг послушать «Иоланту» возле Михайловского замка собралось несколько тысяч человек.
– Мы, конечно, хотели, чтобы пришло как можно больше людей. Но само понятие «как можно больше» оказалось безграничным, – прокомментировала сложившуюся ситуацию официальный представитель фестиваля «Опера – всем» Екатерина Кашина. – Мы не ожидали такого количества зрителей ни у Капеллы, ни у Михайловского замка.
Вход во двор Михайловского замка организаторы открыли по окончании репетиции в 18.20. Территория моментально заполнилась публикой. Зрители сидели на стульях, на ступеньках, на своих стульчиках и просто стояли. Когда число людей перевалило за 2000, организаторы решили запереть ворота. Они утверждают, что сделали это за несколько минут до начала концерта, а по свидетельствам зрителей – уже в 18.30.
– Это решение руководства Михайловского замка, которое следило за происходящим и предпочло «в целях безопасности» закрыть ворота, – пояснила представитель организаторов Екатерина Кашина. – У нас был выбор: не ограничивать вход, инициировать давку и тем самым сорвать концерт или закрыть ворота и позволить опере состояться, а попавшим зрителям насладиться ею. Из двух зол мы выбрали меньшее, понимая, что вызовем недовольство у людей, не попавших на оперу.
Сказать, что организаторы фестиваля этим «вызвали недовольство», – не сказать ничего. Люди, оказавшиеся за воротами, решили не сдаваться и начали громко кричать: «Позор!» Они не умолкали до конца спектакля.
– Было жаль бедного дирижера, который в начале оперы пребывал в шоке от криков за спиной, – поделилась впечатлениями одна зрительница. – Ведь он думал, что это в его адрес.
Зрители аплодировали артистам не только за прекрасное исполнение Чайковского, но и за мужество.
– Если честно, то было жутко слушать эти выкрики за воротами, – поделилась мнением другая зрительница, Ольга, – чувствовалось, что артистам тоже не по себе.
Насладившихся концертом по окончании оперы вывели через запасной вход. Тем временем к центральным воротам уже прибыл ОМОН, чтобы пресечь беспорядки.
Организаторы фестиваля «Опера – всем» пообещали корреспонденту «НВ» сделать выводы из случившегося и продумать место проведения дальнейших подобных мероприятий.
– Это наш первый опыт, – пояснила Екатерина Кашина, – мы надеемся, что фестиваль станет ежегодным, тем более что он вызвал небывалый интерес у горожан. В следующий раз мы более тщательно продумаем места проведения концертов и выберем открытые территории, чтобы никого не обижать.
Этим оправданиям, конечно, можно поверить. Фестиваль «Опера – всем» действительно состоялся в Петербурге впервые. Но ведь и до этого у города имелся огромный опыт в проведении массовых бесплатных мероприятий. Неужели нельзя было учесть их опыт?
В комитете по культуре не раз убеждались, что горожане с удовольствием ходят на такие представления. Странно, что ведомство не могло предусмотреть такой исход фестиваля. Например, не на будущий год, а уже сейчас выбрать более вместительные концертные площадки или предупредить зрителей на афишах, что вход будет ограничиваться по мере наполнения территории. Ведь именно комитет по культуре, как выяснило «НВ», отвечал за «информационную составляющую» фестиваля.
Софья Прокошева. Фото Юлии Осмоловской