Эстонцы гуляют по-русски
Корреспондент «НВ» побывала на фестивале славянской культуры в Йыхви
Когда вы в последний раз пели частушки под переливчатую гармошку? Раскочегаривали сапогом пузатый самовар? Участвовали в молодецких забавах, так чтобы по-настоящему «размахнись рука, раззудись плечо»? Примеряли берестяные бусы и расшитые крестиком льняные рубашки? Лепили и расписывали пряники? Вот и я не помню… А жители эстонского городка Йыхви занимаются этими интереснейшими делами каждый год. Потому что именно здесь в июле проходит международный фестиваль «Славянский свет».
«Где-то есть город»…
Йыхви – город маленький, тихий, всего-то чуть больше двенадцати тысяч жителей. Сказать, чтобы он выглядел как на картинке, не могу – и тротуары не везде приведены в порядок, и далеко не все серые хрущевки отремонтированы, и по виду горожан не скажешь, что они катаются как сыр в масле. Оно и понятно: муниципальный бюджет по европейским меркам – гроши. С работой в регионе, который стал теперь совсем непромышленным, туговато. Достопримечательности, конечно, есть, однако их раз, два и обчелся. Даже петербуржцы, уж совсем, казалось бы, близкие соседи, если спросить, знают ли они центральный город волости Ида-Вирумаа, до недавнего времени вспоминали только два момента. Первый – то, что совсем неподалеку, километрах в двадцати пяти, находится Пюхтицкий монастырь. И второй – нетленную цитату из довлатовского «Компромисса»: «Спите, а мы Ыхью проехали»… Словом, заурядная глубинка, где половина горожан не имеет никакого отношения к титульной нации и продолжает, как в советские, благословенные для многих из них времена, говорить и мыслить по-русски.
Так бы, скорее всего, и продолжал свое дремотное существование этот маленький городок, если бы один из его жителей с совсем неэстонским именем Дмитрий Смирнов однажды не придумал, как использовать во благо русскость его малой родины и не начал проводить в Йыхви международный фестиваль «Славянский свет»…
«Этой ярмарки краски»…
Входные билеты в парк, где проводится фестиваль, стоят недешево – 12 евро. И это при том, что уровень безработицы в волости уже здорово перевалил за 11 процентов, а средняя сумма, выплачиваемая клиентам биржи труда за месяц, едва-едва дотягивает до 320 евро. И тем не менее в старинном йыхвиском парке с самого утра собралось совсем немало народу. Приходили поодиночке, парами и целыми семействами. Прямо возле входа доставали камеры – сфотографировать барышень в красных сарафанах, встречавших гостей хрестоматийным хлебом-солью. Останавливались возле подносов, на которых были услужливо приготовлены чарки водки, задумывались, стоит ли в такую жару поддержать традицию или лучше все-таки удержаться. Проходили к импровизированным прилавкам с пузатыми самоварищами и крохотными самоварчиками. А дальше произвольно разбредались по аллеям – себя показать, людей посмотреть, а заодно «поискать кой-какого товару». И уж чего-чего, но этого самого «товару» ремесленники навезли, что называется, пруд пруди и в точном соответствии с принципом «на любой вкус и кошелек».
Не стану, конечно, утверждать, будто бы гости сразу же начинали расхватывать все подряд и платить, не скупясь. Больше смотрели – и на плетенные из бисера женские украшения, и на вручную кованную каминную утварь, и на предлагаемые двумя на удивление светлыми старичками продукты с собственной пасеки. Покупали, конечно, но скорее съестное: недорогих леденцовых петушков детям, настоящее, сваренное по старинным традициям пиво, домашний хлеб с курагой и орехами, который на вкус оказался слаще медового пряника. Только вот лоснящиеся мясные окорока и истекающих золотым соком копченых угрей, щук и лещей брали не очень. Впрочем, оно и понятно – не гулять же со скоропортящимися продуктами целый день по солнцу!
«А у нас, а у нас, а у нас гуляночка»
Неподалеку от парковых эстрад – богато украшенной надувными шарами главной и двух попроще – группками стояли артисты. Самодеятельные, не слишком привыкшие к скоплению публики, заметно волновались, суетились, поправляя сценические костюмы, вполголоса распевались, повторяли, чтобы не сбиться, фигуры танцев. Профессионалы, привыкшие ко всему и не обращавшие внимания на то, что их внимательно разглядывают будущие зрители, поправляли грим, переговаривались о каких-то своих бытовых заботах, переспрашивали друг у друга, кто и где раздает талончики на обед.
Всем предстоял сегодня настоящий «чес» – при трех выступлениях за день особенно не расслабишься. Но даже настрой на серьезную работу не мог никого заставить полностью сосредоточиться и не глазеть по сторонам. Потому что вокруг творилось нечто невообразимое. Пышнотелые красавицы, неспешно прогуливаясь, предлагали каждому встречному и поперечному «всего лишь за один евро» вытащить из ящичка «билетик счастья», чтобы «точно узнать, к чему хорошему надо готовиться»… Двое рослых парней в косоворотках, с удовольствием продемонстрировав основные правила «настоящего кулачного боя», переходили к технике обороны с «исконным славянским оружием» – ножами и почему-то нунчаками… Из устроенных на каждом шагу импровизированных ресторанов головокружительно пахло шашлыками, ставшими теперь неотъемлемой частью русской кухни… На огороженном сеткой-рабицей поле кипели нешуточные футбольные страсти… Дорвавшиеся до аттракционов дети заливались переливчатым смехом… Отойдя в сторонку, отплясывали под гармошку уже не «на публику», а просто от полноты чувств участники одной из фольклорных групп… В передвижном банке-автобусе не успевшие поменять свою валюту на евро россияне, белорусы, украинцы подсчитывали, сколько им нужно, чтобы купить все, что легло на глаз… По аллеям прогуливались парни с хохляцкими чубами, преисполненные гордости шляхтичи в красных с золотом кафтанах, улыбчивые барышни в мало соответствующих славянскому стилю кринолинах, медлительные эстонки в домотканых полосатых юбках, вязаных гольфах и накрахмаленных фартуках…
Веселье было в самом разгаре, и зажигали все, кроме, пожалуй, одного пожилого бомжа, которого контролеры на входе наотрез отказались пустить на праздник. На вопрос: «Почему?» – один из секьюрити ответил: «Да он же билет не покупал, просто вытащил уже использованный из урны!» Так это было на самом деле или иначе – сказать трудно. Но им, устроителям праздника, наверное, все-таки виднее…
из первых уст
«У нас с эстонцами дружба и полное взаимопонимание»
Дмитрий Смирнов, организатор фестиваля «Славянский свет», директор издательского дома Inforing:
– Фестиваль изначально был задуман как подарок нашим подписчикам и читателям, а уже потом превратился в серьезное культурное событие, которого, кстати, многие целый год ждут с нетерпением. Этот праздник помогает славянам, живущим в Эстонии, почувствовать себя на родной земле. Представители других наций обогатят себя, соприкасаясь с богатейшей славянской культурой, культурой людей, живущих рядом с ними.
Нынешний «Славянский свет» организован при поддержке комитета по культуре Санкт-Петербурга, и у него есть несколько особенностей. Прежде всего то, что на трех сценах в режиме нон-стоп выступали около 800 артистов, что можно считать для нас рекордным числом. Да и вообще праздник стал еще шире, еще ярче, чем в прошлые годы, на нем побывали около 10 тысяч гостей. Мы хотели сделать так, чтобы любой человек с любыми запросами, придя на территорию фестиваля, нашел для себя то, что для него важно и нужно. И, конечно, получил удовольствие…
Кстати, эстонцы, которые живут в Йыхви, к проведению «Славянского света» относятся более чем положительно. В общем, у нас с ними дружба и полное взаимопонимание… Конечно, я, как организатор, думаю в первую очередь о том, что сделать не удалось, поэтому о позитивных впечатлениях лучше спрашивать тех людей, которые были гостями. Во всяком случае, я думаю уже о следующем годе, о том, как бы еще лучше организовать новый, уже пятый по счету праздник. Хотя, если по-честному, и этот прошел хорошо. Во всех отношениях. Даже с погодой нам повезло. Впрочем, я уже давно заметил: в то время, когда веселый и оживленный народ скапливается в одном месте, те главные, что сидят в небесной канцелярии, это замечают и даруют хороший солнечный день.
«Больше гостей собирается только в День шахтера»
Тауно Выхмар, старейшина волости Йыхви:
– Когда в Inforing придумали организовать такой фестиваль, им предложили сделать это в Нарве, где большинство населения – этнические русские. Но Дмитрий Смирнов решил, что в Йыхви гостям будет гораздо удобнее и уютнее. Это было в 2009 году, и нынешний «Славянский свет» уже четвертый. Это стало для Йыхви хорошей традицией, и мы ее стараемся по мере сил поддерживать. Например, город приглашает гостей из своих городов-побратимов в Белоруссии, России и на Украине.
Если говорить о том, почему вообще власти эстонского города приветствуют проведение славянского форума, скажу так: в Йыхви живут представители 42 национальных меньшинств, и это отличает нас от других маленьких городов Эстонии, таких как Курессааре, Хаапсалу, Раквере, где такого богатства просто нет.
Во время Второй мировой войны город полностью выгорел, и когда она закончилась, сюда для работы на сланцевых шахтах привезли людей со всего Советского Союза. Теперь у нас больше всего русских, одна треть эстонцев, а остальные в основном тоже славяне. В общем-то все сложилось исторически, и сегодня тут живут уже внуки и правнуки людей, которые сюда когда-то приехали; причем молодые, независимо от национальности, считают, что их родина – это Йыхви. Здесь их корни.
И вот еще что – на «Славянский свет» собирается народу больше, чем на другие национальные фестивали. Еще больше гостей, до 20 тысяч, съезжается только в Тойла на День шахтера. Но, во-первых, там все бесплатно, а когда что-то предлагается бесплатно, вы же понимаете, всегда больше народу. А во-вторых, нам столько было бы в парке и не поместить…
Светлана Белоусова. Фото Владимира Ермолаева