Что тебе снится?..
Ветераны ВМФ попросили Георгия Полтавченко спасти легендарный крейсер «Аврора» и взять над ним шефство. После передачи музею и без должного ухода корабль погибнет, уверены моряки
Сны крейсера беспокоят не только военных моряков, но и всех петербуржцев, для которых судьба боевого корабля, прошедшего две войны и три революции, не пустой звук. Неоднозначное ЧП, произошедшее на легендарном корабле в минувший понедельник, подтвердило опасения специалистов по поводу дальнейшей судьбы крейсера. Напомним, сначала из его палубы хлестал фонтан высотой 10–12 метров, а потом «Аврора» накренилась. Представители Западного военного округа объяснили случившееся плановыми трюмными работами.
Как бы то ни было, происшествие на борту крейсера стало поводом для новых споров вокруг памятника революции. Тем более впереди важная дата: 1 августа по решению Минобороны «Аврору» передадут в ведение Центрального военно-морского музея. Экипаж, состоявший из девяти специалистов и 14 матросов срочной службы, расформируют.
– 1 декабря 2010 года «Аврору» вывели из боевого состава Военно-морского флота и лишили статуса боевого корабля № 1. Мы согласны с этим решением, – сообщил председатель Совета Клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ Петербурга Игорь Курдин. – «Аврора» находится на вечном приколе, «Аврора» уже не боевой крейсер. Но дальнейшая участь ее повисла в воздухе, и для решения проблемы не делается ничего.
Защитники крейсера утверждают: инцидент, случившийся в понедельник, показал полную неготовность «Авроры» к любой чрезвычайной ситуации. И это при том, что памятник до сих пор привлекает тысячи туристов.
– Электро- и пожаробезопасность корабля не обеспечена должным образом, – говорит Игорь Курдин. – Фактическая численность членов экипажа в девять человек не позволяет выполнять требования технического регламента в достаточном объеме. Центральный военно-морской музей не имеет денежных средств и квалифицированных судовых специалистов, чтобы следить за крейсером. Простой пример: ко Дню Военно-морского флота «Аврору» всегда красили, а в этом году не будут, потому как у музея просто нет нужной краски!
Игорь Курдин уверен: без должного ухода крейсер погибнет. Он представил один из возможных вариантов развития событий:
– У «Авроры» множество донных устройств, которые не должны забиваться илом. Тем более «Аврора» не должна сесть на грунт. Было предусмотрено промывание этой бетонной площадки от ила, который неизбежно наносится течением Невы. Так вот нынешние руководители «Авроры» в музее даже не знают об этом. Сейчас глубина под килем крейсера – один метр. Через несколько лет он осядет на дно, что приведет к опрокидыванию корабля.
С тех пор как дальнейшая судьба крейсера еще только обсуждалась, моряки предупреждали: состояние крейсера ухудшится. Они говорили, что у музея нет денег на то, чтобы поддерживать памятник. Тогда их не услышали. Сегодня они все еще надеются спасти «Аврору». Вчера Георгию Полтавченко доставили письмо от Клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, в котором защитники крейсера предложили свой вариант решения проблемы.
– В составе Военно-морского флота РФ существует вспомогательный флот. Мы предлагаем сохранить крейсер «Аврора» в статусе корабля № 1 ВМФ и присвоить статус «вспомогательного судна» с гражданским экипажем, в первую очередь как кораблю боевой славы. Такое решение позволит на законных основаниях нести Андреевский флаг, участвовать в парадах, принимать официальные делегации и курсантов морских вузов для прохождения практики, – сообщил Игорь Курдин.
Впрочем, одним только письмом защитники «Авроры» не намерены ограничиваться. Сегодня они планируют обсудить сложившуюся ситуацию с главкомом ВМФ Виктором Чирковым. Также они уже предложили губернатору взять шефство над крейсером.
«НВ» обращалось за комментариями к представителям Центрального военно-морского музея, но они оказались недоступными для общения.
справка «нв»
Вопрос об изменении статуса «Авроры» стали активно обсуждать летом 2009 года, после того как на его борту прошла неоднозначная вечеринка, организованная бизнесменом Михаилом Прохоровым. Напомним, в течение нескольких часов в исторических интерьерах крейсера приглашенные гости под музыку и песни Сергея Шнурова гуляли и выпивали, а кульминацией стал прыжок с палубы в Неву нескольких приглашенных специально для этого артистов, изображавших из себя олигархов.
Скандал вызвал широкий резонанс. Общество разделилось на два лагеря – более многочисленная группа требовала покарать тех, кто разрешил устроить гулянья на борту, другие предлагали вывести корабль из состава Военно-морского флота страны и превратить его в место для развлечений. Кроме того, звучали призывы передать корабль Нахимовскому училищу, чтобы его воспитанники могли с юности проходить практику в «боевых» условиях, или сделать музеем, обязанности по содержанию в порядке которого взял бы на себя город. Кстати, Михаил Прохоров эту идею поддержал и даже предложил оплатить на много лет вперед все затраты на содержание крейсера. Но идея олигарха не осуществилась.
Анастасия Фролова