Здравствуй, оружие?
Члены Совета Федерации намерены по старой традиции Дикого Запада уравнять всех россиян в правах… с помощью револьверов. Кремль и правительство против
В России начался новый этап обсуждения вопроса: разрешать ли гражданам свободно приобретать и носить оружие? Первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин озвучил главные предложения по изменению отечественного оружейного законодательства. Их цель – добиться серьезного смягчения закона и разрешить свободно продавать россиянам огнестрельные пистолеты и револьверы. Таким образом, по мнению инициаторов проекта, граждане страны смогут самостоятельно защитить себя в случае нападения, например, на улице. А кроме того (и в этом многие эксперты видят главный смысл изменений), наша экономика получит серьезный толчок за счет резкого роста производства «оружия для домохозяек». Насколько реальны эти изменения, выяснял корреспондент «НВ».
Сегодня россияне имеют право хранить дома только охотничьи ружья и карабины (для их приобретения обязательно потребуется предъявить зарегистрированный, официально оформленный охотничий билет), травматические (сила выстрела не должна превышать 91 Дж) и газовые пистолеты, а также пневматическое оружие (мощностью не выше 25 Дж).
– Приобрести без лицензии охотничье оружие почти невозможно, если только купить у кого-нибудь с рук ружье, – говорит продавец крупного оружейного магазина Владимир Дурнев. – А вот за пневматикой и травматикой не ведется никакого учета. То есть каждый желающий может прийти в магазин, посмотреть травматический пистолет и купить его. Я давно работаю в своей отрасли и могу сказать, что за последние 3 года спрос на оружие самообороны увеличился примерно в два с половиной раза. Люди хотят чувствовать себя в безопасности.
По словам Владимира Дурнева, в этом году его магазин продает в месяц в среднем 12–15 травматических пистолетов. Причем покупают их совершенно разные люди – и пенсионеры, и таксисты, и студенты. Продавец уверен: разреши депутаты торговлю огнестрельными «пушками» – и к прилавкам выстроится очередь из петербуржцев, желающих иметь их у себя дома. При этом эксперт не верит в существование «оружейного лобби», которое, по мнению некоторых специалистов, и продвигает изменения в закон.
– Для производителей оружия, конечно, будет выгодно, если перед ними откроется огромный российский рынок, – говорит продавец. – Но нужно понимать, что покупательская способность наших граждан во многом сильно ограничена, а огнестрельное оружие – это недешевое удовольствие. К тому же в крупных городах страны по сравнению с общим количеством жителей проживает не так уж и много людей. А те, кто живет в сельской местности, обычно имеют карабины или ружья, и пистолеты им ни к чему.
Второй аргумент за введение менее жестких правил ношения оружия – многоступенчатая система контроля за теми, кто его приобретает. Покупая, например, револьвер, человек обязан будет предъявить не только документы (паспорт и справку от психиатра о том, что не страдает психическими расстройствами), но и специальную бумагу о том, что прошел особый курс подготовки и обращения с оружием. Кроме того, в тот же день пистолет предстоит зарегистрировать в полицейском участке по месту жительства, а хранить его придется в сейфе. Система хранения сегодня, кстати, отработана лучше всего – в течение многих лет такие требования предъявляются к охотничьему оружию, состояние которого должен раз в несколько месяцев проверять участковый инспектор.
Но это все не отменяет серьезной опасности появления на улицах человека с пистолетом, который в экстренной ситуации растеряется и может повести себя неадекватно.
(Окончание.
Начало – на стр. 1)
– Насколько я знаю, даже в случае принятия изменений закона владельцам огнестрельного оружия пропишут правила его ношения вне своего жилища, – рассказал инструктор одного из петербургских тиров Евгений Осипов. – По ним оружие и патроны во время транспортировки должны храниться отдельно. То есть пистолет у вас висит в кобуре под левой рукой, а обойма должна быть, например, в кармане брюк. Для профессионала выхватить ствол, зарядить его и произвести выстрел – дело двух-трех секунд. Простому человеку нужно учиться этому не меньше трех-четырех месяцев, причем тренироваться лучше три раза в неделю.
Но, как отметил Евгений Осипов, в городе попросту нет такого количества тиров, где могли бы заниматься и повышать свое мастерство во владении оружием (а также оттачивать психологическую подготовку). На существующих в Петербурге стрельбищах с утра до вечера тренируются спортсмены и сотрудники частных охранных предприятий. Не получится ли так, что на улицы города выйдут сотни людей, не умеющих обращаться с оружием?
– Это очень опасная перспектива, – уверен инструктор. – Мало того что эти люди себя не смогут защитить, они еще и оружия могут лишиться. Попадут эти стволы в руки к преступникам, что тогда нас ждет?
Сторонники проекта парируют: речь пока идет лишь о том, чтобы выдавать разрешения на покупку и ношение огнестрельного оружия только для тех категорий граждан России, которые уже умеют с ним обращаться. В список «надежных» попали спортсмены-стрелки, охотники со стажем более 10 лет, сотрудники и ветераны спецподразделений. И только через несколько лет, после строительства достаточного количества тиров и появления множества умеющих не только без промаха стрелять, но и хранить оружие и ухаживать за ним, возможность приобрести его получат простые врачи, инженеры и учительницы младших классов.
Основной довод авторов законопроекта – с введением свободного ношения огнестрельного оружия серьезно упадет уровень преступности, потому что бандиты побоятся нападать на людей, которые в любой момент могут дать отпор и выстрелить в ногу, руку, а то и в голову грабителю. С одной стороны, сложно не согласиться, тем более что сегодня простой петербуржец зачастую беззащитен перед гастарбайтером-нелегалом, решившим подзаработать с помощью грабежа, или наркоманом, добывающим деньги на очередную дозу. С другой – никто не может дать гарантию, что, получив в руки такой весомый аргумент, как револьвер, самый добропорядочный житель города не превратится в маньяка-убийцу.
– Я думаю, что заявления о законопроекте несерьезны, – рассказал корреспонденту «НВ» военный эксперт, ответственный редактор «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин. – Люди, которые считают, что ношение оружия дисциплинирует наше общество, совершенно не знают своей страны и своих сограждан! У нас же до 10 процентов населения состоит на учете в различных диспансерах как алкоголики или наркоманы. Разве можно допустить, чтобы таким людям в руки попало оружие?
Как отметил эксперт, опыт зарубежных стран показывает, что даже в самом цивилизованном обществе регулярно происходят страшные трагедии, если граждане имеют свободный доступ к огнестрельному оружию. Стоит хотя бы вспомнить последний случай в США, когда тихий до поры до времени студент-медик пришел в кинотеатр и расстрелял зрителей.
– Планируется, что первыми разрешение получат бывшие военные, люди, которые служили в горячих точках, – продолжает Виктор Литовкин. – Но они привыкли в экстренной ситуации сначала стрелять, а потом уже думать! Нельзя переносить опыт боевых действий на бытовую почву. Уверен, что в продвижении этого законопроекта заинтересованы люди, владеющие оружейным бизнесом.
Петербургские законодатели идею сенаторов раскритиковали. Как считает депутат Законодательного собрания Алексей Ковалев, решение этого вопроса необходимо переложить на плечи ученых.
– Ответ должны дать специалисты в области генетики, социальной психологии, – уверен парламентарий. – У нас совершенно другие моральные ценности, чем у тех же европейцев или американцев, так что нельзя переносить в Россию их опыт продажи оружия, просто копируя его. Может так получиться, что у нас те люди, которые хотят грабить и убивать, возьмут оружие и воспользуются им, а те, кому пистолет нужен для защиты, испугаются и не смогут его применить. Оружие само по себе не может стать воспитательным фактором для общества, нужна еще определенная среда, которой у нас, к сожалению, пока нет.
По словам Алексея Ковалева, перед тем как принимать окончательное решение на уровне Государственной думы и Совета Федерации, необходимо провести целый ряд научных исследований. Например, о том, как вооруженный человек себя чувствует в разных ситуациях, реагирует на внешние раздражители. Депутат уверен, что в стране достаточно хороших ученых-генетиков и социальных психологов, которые смогут подготовить полный отчет, готово ли российское общество к всеобщему вооружению.
– Но лично я бы не стал принимать этот закон, – сказал петербургский депутат.
тем временем...
Первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин заявил, что вопрос о легализации короткоствольного огнестрельного оружия в России должен решаться всеми ее гражданами, и для этого необходимо провести референдум.
По мнению сенатора, решение о референдуме могут принять уже в сентябре-октябре нынешнего года. При этом если большинство россиян выступит против этой идеи, то, как заявил Александр Торшин, «это тоже будет повод задуматься».
«НВ» предлагает высказаться на эту важную тему всем читателям. Свое мнение вы можете выразить по телефону 644-50-26 и на сайте nvspb.ru
а как у них?
США
В Соединенных Штатах право граждан на владение оружием официально закреплено в конституции государства с 1791 года. Но правила его продажи и применения регулируются сегодня в основном законами отдельных штатов (всего по стране таких нормативных актов более 2,5 тысячи). Сегодня открытое ношение оружие официально разрешено в 23 штатах, скрытое – в 38. Запрет на ношение любого ношения оружия существует только в Иллинойсе.
Минимальный возраст, установленный федеральным законодательством США, для владения длинноствольным оружием составляет 18 лет, короткоствольным – 21 год.
Швейцария
В 1999 году в Швейцарии вступил в силу новый закон, позволяющий каждому гражданину, достигшему 18-летнего возраста, приобретать гражданские и армейские образцы вооружения. Для этого необходимо получить разрешение у властей кантонов (административных районов Швейцарии). Полицейские не реже двух раз в год проверяют, в каком состоянии хранится оружие и не использовалось ли оно в преступных целях.
Норвегия
С июня 1961 года в этой северной стране разрешено с 18 лет покупать длинноствольное, а с 21 года – короткоствольное огнестрельное оружие. Винтовкой или ружьем также можно владеть и с 16 лет – если такое разрешение юноше дадут родители или опекуны.
Лицензию на приобретение и хранение оружия выдает полиция. Как правило, гражданам разрешают покупать ружья для охоты или стрельбы по мишеням на стрельбище и в тире. Разрешение на пользование пистолетами норвежские полицейские выдают крайне редко. Для этого не менее полугода претенденту необходимо являться членом стрелкового клуба и регулярно участвовать в соревнованиях.
Канада
Оружейное законодательство в Канаде обновили в 1995 году. С тех пор разрешение на владение ружьем или винтовкой может получить даже 12-летний мальчик – но только в том случае, если докажет, что они нужны ему для охоты с целью обеспечения семьи пропитанием. Обычно разрешение на приобретение ружей выдают с 18 лет.
Запрещенным оружием в Канаде считается пистолет или револьвер с длиной ствола менее 105 мм, а также калибром 6,4 мм и 7,8 мм, ружья и винтовки с длиной ствола менее 457 мм или общей длиной менее 660 мм и любое автоматическое оружие.
Владимир Афанасьев. Фото ИТАР-ТАСС