Золото ковалось на Чугунной улице
26 июля 1952 года на Олимпийских играх в Хельсинки Галина Зыбина выиграла золотую медаль в толкании ядра, установив мировой рекорд. Прошло 60 лет. Самое время в канун лондонской Олимпиады вспомнить это выдающееся, одно из первых, олимпийское достижение советского спорта.
В предвоенные годы руководство страны считало олимпийское движение буржуазной забавой, поэтому Олимпийский комитет СССР был создан лишь весной 1951 года. Началось формирование команды для поездки в Хельсинки на очередные, XV летние Олимпийские игры – первые для советских спортсменов. Когда наша сборная прибыла в столицу Финляндии, в ее составе были пять воспитанников 38-летнего ленинградского тренера, а в недавнем прошлом чемпиона и рекордсмена страны по метанию копья Виктора Алексеева – Галина Зыбина (ядро, копье), Тамара Тышкевич (ядро), Наталья Косова (прыжки в высоту), Юрий Щербаков (метание копья), Борис Матвеев (метание диска). Самого Алексеева брать в Хельсинки отказывались. Всему виной жена Хильда Оскаровна, этническая финка. Но «алексеевцы» написали письмо в высшие комсомольские инстанции, ручаясь за лояльность своего тренера, и Виктор Ильич в итоге на Олимпиаду все-таки поехал.
Через неделю после начала Игр Галина Зыбина, в недавнем прошлом школьница из блокадного Ленинграда, выиграла золото в соревнованиях по толканию ядра с мировым рекордом – 15 метров 28 сантиметров. Тамара Тышкевич заняла 4-е место. Да и в целом команда СССР выступила очень успешно: было завоевано 22 золотых медали, 30 серебряных и 19 бронзовых, в неофициальном зачете сборная набрала 494 очка, разделив 1-е место с американцами. В итоге партийное руководство страны и лично товарищ Сталин посчитали выступление команды в Хельсинки удовлетворительным.
С тех пор советские спортсмены, как и коллеги в других странах, стали формировать четырехлетние олимпийские циклы подготовки.
Галина Ивановна Зыбина участвовала еще в трех Олимпиадах, с двух из которых привезла медали. Многие ученики школы Алексеева защищали честь Родины, добиваясь и спортивных рекордов, и высоких достижений в гражданских профессиях… Владимир Трусенев, Анатолий Михайлов, Тамара Тышкевич, Тамара и Ирина Пресс, Александр Барышников, Надежда Чижова – когда-то их имена были известны всему спортивному миру. Нет необходимости доказывать, что следует достойно отметить 100-летие со дня рождения великого тренера и педагога, которое состоится в 2014 году. Другой вопрос – с какими достижениями спортивный Петербург и Россия подойдут к этой дате?
С подростками Виктор Алексеев стал заниматься на общественных началах совсем молодым человеком, еще до войны. В 1948-м уже довольно большую группу «алексеевцев», состоявшую в основном из молодых ребят, переживших блокаду, приютил профком ГОМЗа (ЛОМО), предоставив для тренировок спортзал. В нем одновременно занимались и начинающие, и мастера. Сложилась уникальная система физической подготовки, о которой в свое время много писали. Лишь в начале 1970-х
«зальный период» закончился – для школы Алексеева возле Сосновского парка построили манеж. Виктор Ильич ушел из жизни в 1977-м, но Школа не перестала воспитывать чемпионов – многие ученики Алексеева сами стали выдающимися тренерами.
А потом изменился мир. Манеж отошел в частные руки. Здание заводского спортклуба на Чугунной улице, находящейся в промзоне за Финляндским вокзалом, стоит с обвалившейся крышей, а на стадиончике рядом – свалка. А ведь здесь, скажем без ложного пафоса, ковалась слава отечественной легкой атлетики.
Группа энтузиастов, в которую входит и автор этих строк, сам тренировавшийся у Виктора Ильича более десяти лет, начала подготовку к наступающему юбилею. На частные средства снимается фильм. Я работаю над книгой. Возникла мысль реанимировать «Мемориал Алексеева» – соревнование, которое когда-то проводилось на Зимнем стадионе Ленинграда и входило в календарь легкоатлетических стартов.
Но 100-летие со дня рождения Виктора Ильича Алексеева должно стать делом не только воспитанников школы. В нем обязано участвовать и государство, хотя бы в лице городских властей. А руководство ЛОМО могло бы сохранить здание спортклуба и хотя бы установить на его стене мемориальную доску. Да и вывезти со стадиона помойку.
В нашей стране, раздираемой противоречиями, в том числе межнациональными, опыт школы Алексеева, ставшей настоящим интернационалом людей, преданных олимпийским идеалам, мог бы послужить спасительным примером.
Мы потеряли героев. Их нет уже ни в истории, ни в искусстве, ни в спорте. Наше общественное сознание расколото политическими пристрастиями. Но, уверен, единственное, что никогда не будет вызывать массового отторжения, – это достижения выдающихся спортсменов как советской, так и постсоветской поры. Как говорил великий Виктор Алексеев, «чем выше культура народа, тем больше стремление к спорту. Каждый человек по природе спортсмен, он хочет соревноваться, хочет быть в своем деле выше других – иначе откуда прогресс? Хотим мы или не хотим, мы бессознательно гордимся людьми, совершенными в движениях, и видим в них себя…»
Владимир Рекшан, писатель