Экономика

Что делать с уличной торговлей

28 июля

Уничтожение торговых зон в районе станций метро привело к разрастанию массовой несанкционированной торговли. Корреспондент «НВ» выяснял, кто, с чем и зачем выходит на торговые площадки у станций метро и почему на них сквозь пальцы взирают полицейские. А кроме того, задался вопросом: так ли уж все это плохо?..

Даже на главной улице города рядом с наземными вестибюлями станций «Гостиный Двор» и «Невский проспект» ведется активная торговля печатной продукцией и цветами. Ну а, скажем, площадь у станции «Проспект Большевиков» ближе к вечеру и вовсе превращается в стихийный рынок. Торговцы разбиваются группами «по интересам»: занявшие первый ряд предлагают садовые цветы, за ними располагаются продавцы зелени и овощей (они же советуют прохожим приобрести банки с солениями, свежие грибы, лесные ягоды), еще дальше стоят самодельные лотки с футболками, трусами, носками… Пока жители окрестных домов пробираются через них к остановкам общественного транспорта, им не меньше десятка раз предложат купить вазочку, рамку для фотографии, букет, пучок петрушки, огурчики…

Цветами и овощами с грядки торгуют пенсионеры-петербуржцы, футболки продают цыгане, фрукты – выходцы из южных республик. Ни у тех, ни у других, ни у третьих документов на товар, разумеется, нет. Нет у них ни лицензии на торговлю, ни медицинских книжек, ни «белой» бухгалтерии. Нет и желания рассказать о том, как хранились, как перевозились продукты.

По закону же любой человек, желающий вести торговлю на петербургских улицах, должен для начала получить разрешение в районной администрации. Торговая точка обязана соответствовать множеству норм – и не только санитарно-эпидемиологических, но и градостроительных, архитектурных и даже нормам дорожного движения. То есть букет с цветами или ведро с яблоками помимо прочего не должны мешать проходу пешеходов или доставлять неудобства автомобилистам.

99 процентов уличных несанкционированных торговцев об этом даже не догадываются. Как объяснила корреспонденту «НВ» одна из пенсионерок, торгующая луком и щавелем со своего дачного участка, «выживать-то надо, вот и выходим каждый день к метро, чтобы хоть несколько рублей заработать».

– Строго говоря, эти люди нарушают сразу несколько законов, – говорит председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. – В первую очередь речь идет о незаконной предпринимательской деятельности. Второй момент – у нас в городе нельзя торговать в 50-метровой зоне, прилегающей к объектам транспортной инфраструктуры, к которым относятся станции метрополитена. Кроме того, в Петербурге под объекты торговли выделяются специальные участки, а в данном случае, конечно, никто этих участков не выделял. Ну и, наконец, мы имеем классическое нарушение различных правил благоустройства.

Однако, по словам того же Алексея Третьякова, бороться с продающими цветы или носки бабушками бессмысленно и невозможно. Сегодня в городе, как считает эксперт, на их товары сложился устойчивый спрос, а если есть спрос, всегда найдется и предложение.

– Я сам живу в районе проспекта Просвещения, и там возле метро чего только не продают – и овощи, и одежду, даже какие-то лекарственные препараты, – продолжает руководитель Ассоциации предпринимателей. – А все почему? Потому что раньше в районе каждой станции располагалась торговая зона, где жители могли по пути с работы купить хлеб, молоко, яйца, свежую зелень. Но несколько лет назад ларьки ликвидировали, а на месте многих из них поставили огромные торговые комплексы. Но в большом комплексе невыгодно торговать продуктами повседневной необходимости! Появление бабушек с самодельными лотками означает только одно: людям их товар нужен. Исчезнет спрос – исчезнут и бабушки.

Алексей Третьяков предлагает эффективный, на его взгляд, способ борьбы с несанкционированной торговлей – нужно просто вернуть к метро торговые зоны.

– Бороться запретительными методами с массовой незаконной торговлей не получится, – уверен эксперт. – Власть должна найти цивилизованный метод удовлетворить тот спрос, который сейчас существует среди петербуржцев на продукты ежедневной необходимости. А с полицейским патрулем наши бабушки и гости с юга всегда смогут договориться, это не выход.

Правда, сами полицейские уверяют, что закрывают глаза на торговлю у метро вовсе не из корыстных побуждений.

– Да, это бесспорное нарушение закона, – рассказал корреспонденту «НВ» один из стражей порядка. – Но прогнать этих пожилых женщин рука не поднимается. Кому мешают цветы, которые они продают? Разве что владельцам цветочных павильонов, которые заламывают огромные цены. Кроме того, чтобы навсегда избавиться от такой торговли, нужно у каждой станции метро специальный круглосуточный патруль выставить. А то во время проверки попросишь бабушек убрать свои импровизированные прилавки, проследишь, чтобы ушли, а они через десять минут снова возвращаются.


от редакции

Не так давно в «НВ» вышел большой материал, посвященный этой нашей российской проблеме – проблеме неуважения к законам и правового нигилизма. Но тогда же эксперты «НВ» да и сами правоохранители отмечали, что порой к неисполнению законов приводит… их же нелепость. В ситуации с уличной торговлей та же история: с одной стороны, мы делаем вид, что у нас все цивилизованно – законы, нормы и правила вроде как существуют. С другой – признаемся, что все это не для нас. И что с этим делать – непонятно…

Владимир Афанасьев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
100.68
0.461 (0.46%)
Курс Евро
106.08
0.267 (0.25%)
Погода
Сегодня,
21 ноября
четверг
+3
Слабый дождь
22 ноября
пятница
+1
Облачно
23 ноября
суббота
-1