Так кому нужна вся эта пена?
Запретительные меры в отношении пива оставят без работы десятки тысяч людей, но никак не поспособствуют борьбе с алкоголизмом
Любители самого щадящего алкогольного напитка по большому счету даже не заметили первой фазы ужесточения так называемого закона о пиве, вступившего в силу 1 июля. А вот поправки, которые вступят в силу 1 января, заметят. И ох как заметят…
Пока же, после введения 300-рублевого штрафа, никаких массовых облав на любителей потянуть пивка на скамейках, в парках и других общественных местах не последовало. Правда, председатель подкомитета государственного регулирования рынка подакцизных товаров Виктор Звагельский обмолвился, что «штрафы за распитие пива в общественных местах Госдума хотела довести до 5000 рублей». И сам же продолжил: «Но для этого пришлось бы резко повышать административную ответственность и за курение в общественных местах. Что преждевременно».
Да и ночная торговля пивом, на которой делается до 50 процентов оборота бесчисленных киосков, продолжает процветать. Ведь с 1 июля запрещено продавать в ларьках пиво крепостью свыше 5 градусов, а менее крепким – торгуй сколько угодно. И даже ночью. Пострадали разве что любители дурного крепкого пойла. Впрочем, пострадали ли? Попробуйте выпить хотя бы две-три бутылки этой отравы. Утром расскажете, каково…
Но вернемся к коммерсантам. Нынешнее лето не нравится производителям пива и его продавцам в Петербурге – из-за стойкой прохлады объемы продаж по сравнению с летом 2011-го уменьшились на 20 процентов. Но спад продаж – это мелочь, небольшой нокдаун. А вот с 1 января 2013 года, когда вступит в силу вторая, драконовская порция поправок к Закону о пиве, отрасль будет отправлена в глубокий нокаут в виде полной ликвидации мелкорозничной торговли пивом со всеми экономическими и социальными последствиями.
Наиболее безобидным новогодним ограничением станет запрет разливать пиво в полу-литровые бутылки. И если говорить о борьбе с алкоголизмом, то в этом решении есть своя логика. Бутылки 0,33 литра – это для многих, конечно, и непривычно, и неудобно. Но натура потребителя такова, что он, затариваясь, скорее ориентируется на количество бутылок, чем на литраж. Недаром в последнее время многие производители стали использовать емкости в 0,7 литра. Так что это ограничение, можно надеяться, приведет хоть к какому-то снижению потребления алкоголя. Правда, закон сформулирован таким образом, что из запрета на поллитровки вовсе не вытекает запрет на пластиковые бутыли емкостью 1,5 и 2 литра. Исчезнут ли эти бадьи с прилавков – непонятно.
А вот другое новшество точно не понравится практически всем российским любителям хмельного напитка. С 11 вечера до 8 утра его можно будет купить только в ресторане или баре. За два десятилетия вольницы петербуржцы, возвращающиеся домой поздно, привыкли покупать бутылочку-другую, чтобы снять напряжение и при этом с утра не мучиться похмельем. И что им делать теперь? Затариваться ящиками? Можно, конечно, и затариться, но не факт, что ящик, купленный на неделю, не опустошится за пару вечеров: соблазн-то велик, а до холодильника рукой подать. Так что запрет на ночную торговлю пивом обрадует разве что производителей крепкого алкоголя.
Но больше всего от нововведений пострадают ларьки и их персонал: они попросту закроются, а люди окажутся на улице. С января 2013 года розничная торговля пивом любой крепости будет разрешена только в магазинах площадью не менее 50 квадратных метров, оборудованных сигнализацией, складом и сейфом. Присутствие охранника – обязательно.
В нашем городе, по данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, зарегистрированы 207 тысяч субъектов малого предпринимательства, в которых работают 1 миллион 200 тысяч человек. Налоги от малого бизнеса формируют свыше 26 процентов бюджета Петербурга. В 2011 году малые предприниматели заплатили в городской бюджет 67 миллиардов рублей. Значительный вклад в этот денежный поток внесла мелкорозничная торговля. Одних только ларьков и киосков в Питере – почти 20 тысяч, а половину их оборота делает именно пиво.
При этом в каждом таком заведении – по три-четыре продавщицы, как правило, экономически активного возраста. Куда же десятки тысяч людей пойдут работать после неизбежного закрытия точек? Понятно, что не городские чиновники лоббировали поправки к Закону о пиве – скорее, водочные короли федерального значения. Но расхлебывать кашу, которую они заварили, придется на местах.
На подходе к станции метро «Проспект Ветеранов», неподалеку от которой живу, я насчитал 11 киосков, торгующих пивом. Зашел в каждый. Только в одной точке продавщица сказала, что уверена в завтрашнем дне – она не будет ждать 1 января и уже нашла себе новую работу в другой сфере. Десять других лишь растерянно пожимали плечами.
В масштабах страны, по экспертным расчетам Минэкономразвития, запрет на реализацию пива в нестационарных торговых точках может привести к закрытию порядка 175 тысяч торговых объектов и сокращению количества рабочих мест на 300–500 тысяч человек.
– Власти хотят извести киоски на корню и при этом поют песни об интересах потребителя и гармонизации ритейла, – негодует управляющий одной из сетей мелкорозничных магазинов Дмитрий Потапенко. – Но рыночная правда состоит в том, что должны цвести все цветы. А потребитель – выбирать, где ему удобнее покупать. А сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда с рынка хотят законодательно выдавить почти половину его участников. И ведь никто от этого пить меньше не станет!
Да только у авторов поправок – своя песня. Уже упомянутый депутат Госдумы Виктор Звагельский подчеркивает:
– Мы дали малому бизнесу полтора года для того, чтобы подстроиться под новые правила игры: получить лицензии, построить нормальные торговые комплексы. Если кто-то этого не сделал, это его проблемы.
Но зададимся вопросом: а в чем, собственно, логика, в чем смысл всех этих мер? В борьбе с алкоголизмом? Но в этом случае разве было бы не логичнее сделать все наоборот – запретить торговать алкоголем (пусть и пивом в том числе) как раз в крупных магазинах (чтобы не смущать детей и трезвенников), отдав торговлю градусами на откуп специализированным магазинчикам и лавкам, куда «случайный» покупатель и носа не сунет?
Какое там! Ведь от такого решения пострадали бы наши любимые сетевики. А именно они наряду с водочными королями, похоже, и диктуют сегодня свои условия.
Сергей Тачаев. Фото Александра Гальперина