«Надо создавать полицентричный город»
Поднятую «НВ» тему развития Петербурга подхватили читатели и специалисты
На прошлой неделе наша газета написала о масштабных градостроительных проектах, которые могли бы быть реализованы на берегах Невы и так или иначе улучшили бы городскую среду («НВ» от 28 июля, «Это фантастика?»). Тема концептуального развития города оказалась очень востребованной: в редакцию стали поступать письма, читательские звонки. Не остались в стороне и специалисты. Так, своим видением того, как должен развиваться Петербург, поделился Иван Уралов, в прошлом главный художник города, а ныне – заведующий кафедрой изобразительного искусства факультета искусств СПбГУ, профессор кафедры живописи и композиции Академического института живописи, скульптуры и архитектуры.
Иван Уралов, заслуженный художник РФ
Сегодня Петербургу не хватает имперского мышления. Город должен быть таким, каким он был задуман. Петербург может развиваться только в формате реализации больших идей. И не может развиваться как город бюргерский и город разночинный. Я говорю про историческую территорию, но ведь это распространяется и на новые районы! Здесь мы тоже толком не понимаем, как их развивать. Создали «спальный» город, а потом пишем на плакатах: «Переезжайте из Ленинграда в Петербург!» А нужно создавать полицентричный город, в котором было бы несколько крупных тематических центров, где возникли бы зоны притяжения, в том числе и архитектурные, в уже существующих районах массовой застройки. Необходимо, чтобы жители этих районов имели возможность гордиться не только непомерно разросшимися торговыми комплексами.
И нужно создавать общее дискуссионное поле между защитниками городской среды, общественностью, архитекторами, инвесторами и властями, призывая к здравому доброжелательному диалогу. В противном случае каждый будет вести свою маленькую войну, в которой, увы, не будет победителей.
Для Петербурга последних лет характерна небывалая дискуссионная активность по вопросам градостроительного развития. Однако между общественной активностью, разговорами и реально принимаемыми в это же время решениями – пропасть…
Необходимо создать общественную платформу, на базе которой можно было бы проводить мониторинг и учет различных мнений, создать, если угодно, некую градостроительную палату Санкт-Петербурга. Пришло время выработать универсальный язык общения, метод принятия решений от крупных стратегических концепций развития к локальным проектам. Но никак не наоборот, как это, увы, происходит последние десятилетия. То есть надо вернуть «имперский» взгляд на развитие города, столь отличный от мещанского, купеческого, мелочного.
Год назад я выдвинул парадоксальную идею, которую мы обсудили с президентом Всемирного клуба петербуржцев Михаилом Пиотровским. В итоге мы предложили объявить Санкт-Петербург городом-музеем де-юре. То есть создать музей «Город Санкт-Петербург». Разумеется, не в буквальном смысле – никто не предлагает закрыть город. Просто музей – это пример порядка. Нам необходимо понять, какие в этом музее экспонаты, какие залы, определиться с тем, что нового мы хотели бы приобрести, а с чем расстаться. По музейным законам вести учет, хранение, приобретение нового. Это, конечно, метафора. Однако подход такого рода позволяет воспринимать город в целом.
У нас же не хватает конкурса идей. Чрезвычайно важно изначально поставить задачу, понять, чего мы хотим. У нас как происходит? Вот выбирают знаковое место, объект, скажем Новую Голландию. Начинают думать, что же с ним сделать, предлагая в первую очередь архитектурные решения, то есть проводится конкурс архитектурных идей. Но ничего не получается – все не подходит! А почему? Потому что не была заявлена принципиальная, содержательная цель. А если бы изначально была задана идея, то архитектура уже отвечала бы на эту идею, а не выходила дезориентированная и одинокая на общее поругание.
Идеи же могут быть разными. Территория у нас потрясающая, здания потрясающие, а как распорядиться всем этим – не знаем…
Я, например, имею свой взгляд на судьбу Новой Голландии – предлагаю создать здесь «музей музеев». Для этого надо «нарезать» территорию на лоты и предложить, скажем, Лувру, Прадо, Национальной галерее Лондона организовать свои представительства в нашем городе. Чтобы они получили возможность выставлять в Петербурге то, что считают нужным. Это была бы абсолютная «бомба», и народная тропа в Новую Голландию не зарастала бы.
наш комментарий
Двадцать лет говорим об архитектуре, а стоит – о политике
Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»
Когда речь заходит об архитектуре Петербурга – споры неизбежны. Но сейчас не тот случай: я на 90 процентов согласен с глубокоуважаемым Иваном Григорьевичем Ураловым. А одну из его мыслей – о том, что архитектура не сама по себе, не творение художника, а материальное воплощение концепции, которую в нее заложили, – предложил бы оформить в виде плакатов и развесить во всех строительных вузах.
Не согласиться позволю лишь с тем, что возможно создание некой градостроительной палаты, в которую войдут все-все: чиновники и неформалы, охранители и прогрессисты, которые станут вести культурные дискуссии, приходить к общему мнению… Какое общее мнение, если у нас даже партия «архитектурных патриотов», то бишь охранителей-музеефикаторов, сотню течений имеет? Что ни личность – то фракция, к тому же со своим финансовым или политическим интересом. А если усадить их за один стол вместе с прогрессистами, тем более с чиновниками… Лучше заранее вызвать ОМОН.
Но за все остальные предложения Ивана Григорьевича я голосую двумя руками. Так, очевидна, но, как справедливо отмечает Уралов, никем не реализуется идея «полицентричного» города. Градозащитники на крик исходят по поводу центра и при этом полностью игнорируют, что три четверти Петербурга в архитектурном отношении не город со своим именем и традициями, а безымянная спально-торговая среда обитания.
Идей – что у чиновников и архитекторов, что у народных трибунов – ноль. А если и появится что-то более оригинальное – не просто какое-то здание на свободное место воткнуть, а региональный центр спроектировать, – те же градозащитники авторов заклюют.
Свою же главную мысль – что архитектура зависит от концепции – Иван Уралов в тексте особо не выделяет, для него она очевидна. Но не все имеют такой опыт и знания, как человек, работавший главным художником города, поэтому стоит пояснить. Если у нас вызывают восхищение строения XVIII, XIX, начала XX века, то не потому, что в то время жили сплошь талантливые архитекторы, а сейчас – одни ремесленники. Просто совершенно разными были концепции. Особняки и даже доходные дома старого Петербурга воплощали достоинство их владельцев и статус столицы России. Построить убогий дом было бы таким же дурным тоном, как, например, явиться на бал в засаленном халате: он, конечно, дешевле фрака, но перед людьми стыдно.
Взять Елисеевский гастроном – зачем ему были нужный роскошные витрины и почти дворцовый интерьер? Нынешним торгашам – владельцам магазинов-ангаров – этого не понять. А вот братья Елисеевы хотели показать, что, хотя их предок крепостного сословия был, их фамилия умом и трудом в число богатейших вошла, за что они благодарны почтеннейшим покупателям, граду Петрову и России-матушке, что и свидетельствуют своим «дворцом торговли».
Советская же концепция была проста: как можно быстрее обеспечить людей недорогим, но в целом качественным жильем, банями, школами. И ведь не прогадали – они и сейчас верно служит.
Новая петербургская архитектура тоже рождается из концепции ее заказчиков: выжать как можно больше денег с каждого квадратного метра. С одной стороны, она убогая – смотреть не на что, с другой – с претензиями на «элитность»: непрактичные стеклянные панели, вид из окон на что-то там зеленое или историческое, будка охранника на входе, под этом дело и ценник выставляется. Могли бы современные архитекторы что-то в стиле северного модерна или петербургского барокко сделать? Возможно. Но у них задача другая: с помощью самых дешевых материалов – бетон, газобетон и стекло – налепить на земельном участке как можно больше квадратных метров. Ну а в завершение какую-нибудь башенку со шпилем на крышу воткнуть, мол, у нас тоже архитектурное своеобразие имеется. И плевать на город, на Россию, на собственное реноме – продать и забыть. Поэтому не архитекторов нужно на заседания Градсовета вытаскивать, а заказчиков – тех, кто свои грязные «халаты» и даже исподнее на всеобщее обозрение в обществе выставляют, да еще пытаются их за бальный фрак выдать.
Хочется извиниться перед господином Ураловым за столь вольное и расширенное толкование его тезиса – просто тема наболела: двадцать лет говорим об архитектуре, а говорить-то нужно было о политике.
сделано
Жители районов благодарны