Не поделили реку
Из-за невнимательности капитанов в Неве затонул прогулочный теплоход
Серьезной аварией закончилась романтическая прогулка под разведенными мостами для группы туристов. В ночь на среду недалеко от Летнего сада столкнулся с сухогрузом и затонул прогулочный теплоход «Росси». В момент крушения на его борту находилось 15 человек – капитан с помощником и 13 гостей. К счастью, никто из них не погиб. А вот судно теперь предстоит долго восстанавливать.
Авария произошла около двух часов ночи. Речной трамвайчик следовал по привычному маршруту – прогулка подходила к концу, и судно уже двигалось в направлении Фонтанки. В этот момент от Дворцового моста в сторону Литейного моста двигался транзитный сухогруз «Келарви» (построенное в 1995 году судно назвали в честь одной из прибалтийских рек), который буквально поддел теплоход и в несколько секунд перевернул его. По рассказам очевидцев, находившиеся на борту пассажиры моментально попадали с палубы в воду, а через несколько секунд их накрыл перевернувшийся теплоход. Часть пострадавших добралась до ближайшего спуска набережной вплавь, еще нескольких человек подобрали другие прогулочные суда.
– Серьезных травм ни у кого не зафиксировано, – сообщили корреспонденту «НВ» в Главном управлении МЧС по Петербургу. – 12 человек ночью оперативно доставили в больницы, но особая медицинская помощь им не потребовалась. Врачи просто осмотрели пострадавших и отпустили их домой, не зафиксировав ни переломов, ни крупных ушибов.
Первую помощь выбравшимся из воды людям оказали прохожие и ставшие свидетелями крушения теплохода автомобилисты. Они закутали туристов в теплые пледы, куртки и кофты, а один из автовладельцев отдал им термос с чаем, который приготовил для легкого пикника во время рыбалки.
В причинах аварии сейчас разбираются специалисты Следственного комитета. Как сообщили в Северо-Западном следственном управлении на транспорте СКР, по факту ЧП на Неве уже возбуждено уголовное дело по статье 328 часть 1 (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей), а капитан «Росси» уже дал по этому поводу показания. В частности, он утверждает, что не видел приближающегося грузового судна и заметил сухогруз краем глаза только в тот момент, когда от столкновения уйти уже было физически невозможно.
– Это логичное объяснение, – считает капитан другого прогулочного судна Игорь Панкратов (имя изменено). – Теплоходы класса «Фонтанка», к которому принадлежит «Росси», управляются с носа, то есть капитан все время находится в передней части судна. С нее открывается хороший обзор реки перед теплоходом и по бокам от него. А вот задняя часть остается почти невидимой. Сухогруз «Келарви» сконструирован наоборот – капитанская рубка находится на корме и небольшая «мертвая зона» для того, кто ведет судно, образуется в носовой части.
По словам собеседника «НВ», команда теплохода «Росси» у петербургских речников всегда была на хорошем счету. К ошибке капитана, по мнению эксперта, могла привести усталость после долгого трудового дня и потеря внимательности.
– Лето – самый удачный период для работы, много туристов, желающих прокатиться по нашим рекам и каналам, – продолжает Игорь Панкратов. – Поэтому теплоходы выходят в рейсы с раннего утра до поздней ночи. Иногда за сутки делается до 8 рейсов. Это большая нагрузка, к концу смены, бывает, так замотаешься, что думаешь только об одном – как бы за штурвалом не заснуть.
В том, что в аварии виноват пресловутый человеческий фактор, уверены и в Северо-Западном отделении Российского речного регистра.
– Сразу же после получения информации о крушении теплохода мы проверили документы на судно, – рассказал заместитель начальника ведомства Михаил Васильев. – Все бумаги в порядке, к техническому состоянию судна претензий нет.
По мнению экспертов, подобные катастрофы на Неве могут повториться еще не раз. Причина – отсутствие специальных правил для главной петербургской водной артерии. По сути, сегодня по ночам прогулочные теплоходы имеют полное право выходить в Неву и идти под разведенными мостами во время прохода по ней больших судов.
– Для теплоходов и катеров необходимо установить определенные временные рамки, в течение которых запретить им пересекать фарватер, по которому двигаются крупнотоннажные суда, – уверен заместитель начальника отдела транспортной безопасности одной из крупных компаний, осуществляющих доставку груза по воде, Евгений Ефимов. – Чтобы ночью они катали туристов либо по малым рекам, либо вдоль берегов Невы, не приближаясь к сухогрузам.
Вчера утром водолазы ГУ МЧС по Петербургу несколько раз спускались к затонувшему теплоходу и исследовали дно не только в районе крушения, но и дальше по течению. «Росси» подняли на поверхность около полудня. Теплоходу предстоит серьезный ремонт, и когда он вновь выйдет на линию – неизвестно. Скорее всего, в этом году туристам прокатиться на нем не грозит. Остается открытым и вопрос о том, кого признают виновным в столкновении теплохода и сухогруза. «НВ» продолжит следить за ситуацией.
Владимир Афанасьев. Фото Евгения Асмолов