Северо-Запад

Дважды ограбленные

28 августа

Уже больше месяца в Калининградском порту бедствует экипаж судна, который сначала ограбили пираты, а потом – судовладелец

То июньское утро экипаж интернационального рефрижератора COOL ASTER, в котором половина команды – девять человек – россияне, запомнит навсегда. Ведь в тот день их судно захватили вооруженные до зубов пираты, и жизнь моряков буквально висела на волоске…

–Мы стояли на рейде порта нигерийского Лагоса, под завязку загруженные мороженой рыбой, – рассказывает моторист Руслан Шабашев. – Я отстоял вахту и уже ложился отдыхать, как вдруг за переборкой раздались автоматные очереди. Выскочил из каюты и тут же получил удар прикладом. По коридору сновали африканцы с автоматами, выволакивая из кают членов экипажа. Стало ясно, теплоход захвачен пиратами.

Нигерия, конечно, не Сомали, однако на всех международных картах эта страна также значится как район, небезопасный для мореплавания. Моряки COOL ASTER знали, конечно, о дурной репутации этой африканской страны, но предположить, что набег корсаров произойдет практически в нескольких кабельтовых от столицы Нигерии, никто не мог. Между тем пираты действовали по-военному четко, и вскоре рефрижератор поднял якорь и вышел в море. 

– Нас заперли в душном помещении, где температура превышала 50 градусов Цельсия, сняли с нас кольца, цепочки, с некоторых даже обувь, – продолжает невеселое повествование Руслан. – Затем пираты выволокли капитана и пошли грабить судно.

Конечно же, основной целью набега был груз. Однако, что делать с несколькими десятками тонн мороженой рыбы, корсары не представляли. Поэтому, вытащив все ценное из кают и вскрыв судовую кассу, пираты потребовали выкуп за захваченный теплоход.

– Меня поставили к переборке, дали над головой автоматную очередь, – вспоминает капитан Евгений Шкода. – Они требовали, чтобы я связался с судовладельцем и объявил их цену за экипаж и судно. Один миллион долларов. 

В течение трех суток экипаж находился в плену без еды и питья в полном неведении о своей дальнейшей участи. А дальше морякам улыбнулась удача в виде проходящего мимо танкера. Завидев более выгодную добычу, пираты прыгнули в свой бот и помчались в погоню, словно позабыв о разграбленном COOL ASTER. 

Отойдя от шока, моряки восстановили связь с берегом, подробно доложили о произошедшем и получили указания о дальнейших действиях. 

– Судовладелец Юрий Гайдаенко был рад, что все обошлось для него так недорого, – рассказывает капитан. – Уже когда мы пришли на ремонт и пополнение запасов в Лас-Пальмас, он прилетел к нам и выдал аванс по сто долларов, пообещав расчет и полную компенсацию за похищенные вещи после выгрузки в Калининграде. 

Однако, отшвартовав и разгрузив рефрижератор в российском порту, моряки оказались ограбленными второй раз за рейс. Юрий Гайдаенко вдруг изменил свое решение и, сославшись на необоснованность претензий, сначала отказался возмещать имущественный урон, а потом посоветовал ребятам разъезжаться по домам и там ждать зарплату. Наслышанные о горьком опыте других экипажей, когда уехавшим домой судовладельцы попросту «прощали» свои же долги, моряки решили дождаться зарплаты на месте. Ожидание обернулось для них новыми приключениями. 

 Руководители компании, срочно объявившие себя банкротами, решили не торопиться оплачивать портовые услуги, обеспечив непокорной команде весьма необычный быт. 

– Судно более месяца отключено от электропитания, готовим еду на костерке, прямо на причале, – невесело улыбается Руслан Шабашев. – Гайдаенко периодически названивает, интересуется – не разъехались ли мы? То говорит, что он банкрот, то говорит, что не банкрот. Он же гражданин Эстонии, и судно управлялось через офшорные компании, в общем, попали мы снова. У нас экипаж состоит из граждан Латвии, Эстонии, Украины и России. Вот профсоюзы нам помогают, а все четыре государства о своих гражданах попросту позабыли, ни там, в Нигерии, ни здесь, в Калининграде. Ни одного чиновника не видел.

На днях юрист профсоюза российских моряков помог скитальцам составить исковое заявление в суд, на основании которого был наложен арест на судно COOL ASTER. Если в начале сентября суд признает обоснованность финансовых претензий членов команды, рефрижератор продадут с молотка и вырученные деньги пойдут на погашение долгов по зарплате.

– В общем итоге баланс неутешительный: пираты разорили экипаж на 47 тысяч долларов, – констатирует Евгений Шкода. – Судовладелец кинул команду еще на 172 тысячи долларов. Я сам едва жив остался, а теперь на старости лет, как последний бомж, еду на костре готовлю. 43 года в морях, из них тридцать в капитанах, но с такими приключениями в первый раз сталкиваюсь.

 

прямая речь

Вадим Мамонтов, инспектор Международной федерации работников транспорта (ITF) в порту Калининград, член правления Российского союза моряков:

– Пиратские набеги, равно как и обман моряков со стороны судовладельцев, происходят гораздо чаще, чем об этом говорят и власти, и пресса. Почти такая же история произошла в 2011 году с экипажем теплохода «Салма». На рейде камерунского Дуала местные партизаны атаковали сразу несколько судов, чтобы захватить заложников для обмена. В атаке участвовали профи высокого уровня, для которых захват «Салмы» занял не больше пятнадцати минут. Потом моряков ожидали два месяца голодного плена, а судовладелец из Одессы даже не удосужился заявить о факте нападения. Вызволением экипажа занимался по случаю и из сострадания бельгийский владелец другого судна, также взятого пиратами в плен. Когда же ужасы плена остались позади и «Салма» прибыла в Калининград, то выяснилось, что не в меру хитрый одессит уже продал теплоход и рассчитываться с экипажем не собирается. Пришлось по суду арестовывать судно, и только тогда уже бывший хозяин рассчитался с моряками.

А три года назад уже отечественный питерский судовладелец «забыл» расплатиться с экипажем теплохода «Полярис», оперативно переоформив плавсредство на нового хозяина из Панамы. И только после вмешательства профсоюзов и ареста судна перед командой погасили задолженность по зарплате в размере более 43 тысяч евро.

Неразбериха со сменой владельца едва не коснулась в прошлом году и членов экипажа «Поляриса», где новый хозяин сначала вроде бы взялся погасить старые долги перед командой, а затем отказался от своего обещания. Моряки уже были готовы объявить забастовку в порту Нуадибу (Мавритания). При этом обманутых мореходов морально поддержали не только представители профсоюзов, но и владельцы груза, который перевозился на теплоходе. Забастовки не произошло, так как в итоге все финансовые претензии моряков были удовлетворены, но не судовладельцем, а стивидорной компанией MD Shipping Co, одним из кредиторов нового работодателя экипажа.

Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Ясно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь