Город

«Народный» или инородный?

30 августа

 

Кипят страсти вокруг популярного магазина дешевых продуктов. Одни считают, что его надо немедленно закрыть, другие – что это пойдет на пользу вовсе не потребителям

Вчера днем крупнейший несетевой универсам Петербурга – «Народный» продолжал работать и держать оборону против Красногвардейского районного суда и судебных приставов. Но, по имеющейся информации, в покое магазин не оставят, поскольку его ценовая политика – это вызов и угроза всей так называемой «цивилизованной» (другими словами – сетевой) торговле города.

«Народный» должны были закрыть (для начала – на 15 дней) еще в начале августа, но истец – Роспотребнадзор – допустил в своих исковых заявлениях ошибки, из-за которых делу не могли дать ход. Следующий раз, 24 августа, судебные приставы нашли формальную ошибку уже в решении суда, исполнительный лист пришлось возвращать для внесения исправлений. Очередное закрытие было назначено на начало нынешней недели – и вновь неудача: в магазине оперативно поменялся арендатор.

В иных случаях такие «мелочи» власти не останавливали – достаточно вспомнить, как сносились в городе торговые зоны, мешавшие сетевикам. Но сейчас и Роспотребнадзор, и Смольный, и судейский корпус вкупе с судебными исполнителями понимают, что закрытие «Народного» нанесет такой удар по рейтингу властям всех уровней, от которого они вряд ли оправятся до следующих выборов. Не исключены и стихийные акции протеста. Причем при их разгоне ОМОНу придется тащить в автобусы и автозаки не вполне себе благополучных в финансовом плане оппозиционеров, а самых бедных городских пенсионеров, которым в прямом смысле слова нечего терять. И не факт, что омоновцы выполнят такой приказ – ведь у них родители тоже не миллионеры…

Не исключено, что власти вовсе и не горят желанием закрывать «Народный», поэтому реагируют на требования небезызвестной группы активистов «Хрюши против» достаточно формально. Сами «хрюши» тоже это уловили и практически впрямую обвинили на своем сайте Роспотребнадзор в попустительстве данному магазину. Возможно, Роспотребнадзору действительно не хочется оказаться в данной ситуации крайним. Любому взрослому человеку, который ходит за покупками, понятно, что найти просроченные, некондиционные продукты и санитарные нарушения можно в любом магазине. «Народный» в этом отношении не лучше и не хуже других. В связи с огромным оборотом данного магазина товар в нем поступает в торговые залы практически прямо с фур, поэтому найти в тоннах помидоров, огурцов и прочей продукции какое-то количество поврежденных плодов можно. Но это вполне компенсируется возможностью выбора любых овощей и фруктов прямо со стеллажей, чем все и пользуются. Аналогично с картофелем – можно проверить каждый клубень в сетке. Теоретически можно найти просрочку в штабелях рифленок с яйцами, но если прецеденты и были, то виноваты в них, скорее, отдельные недобросовестные работники птицефабрик, которые могли сунуть старую упаковку в штабель со свежей продукцией. Со свежестью в «Народном» по определению лучше, чем в большинстве других магазинов, именно в силу его огромных оборотов – там не залеживается никакой товар.

Главная проблема данного магазина – перегруженность покупателями, которые едут сюда со всего города. Вечером и в выходные здесь просто не протолкнуться от доверху набитых продуктами тележек, создающих в проходах пробки не хуже автомобильных. Именно это и отвращает от посещений «Народного» представителей среднего класса – хотя, конечно, далеко не всех. Как правило, возмущаются порядками в данном магазине и поддерживают «хрюш» те, кто ни разу там не был.

Но для пенсионеров, многодетных и просто малооплачиваемых неудобства данного магазина полностью искупаются его ценовой политикой. Плодоовощная продукция, крупы, растительные масла и многое другое в «Народном» в полтора-два раза дешевле, чем у сетевиков. Мясо и мясопродукты, рыба, птица дешевле процентов на 10–30. Каких-то коммерческих тайн здесь нет даже для пенсионеров: любому понятно, что магазину выгоднее продать за день 10 тонн помидоров с наценкой в 5 процентов, чем неделю продавать одну тонну с наценкой в 50 процентов.

То есть «Народный» невольно дезавуирует ценовую политику торговых сетей, которые уже и не пытаются убедить власти и публику в справедливости устанавливаемых ими наценок. Но сети уже настолько непопулярны, что напрямую связываться с «Народным» для них – репутационное самоубийство.

Поэтому очень кстати пришелся внезапно вспыхнувший интерес к «Народному» небольшой, но креативной группы активистов «Хрюши против». Впрочем, набор этих креативных приемов описан во всех пособиях по «цветным революциям» (примеры и сравнения опустим за неимением места). 

Для достижения крупномасштабных целей зачастую не нужны ни массовые акции, ни политическая программа – достаточно нескольких человек, которые проведут какую-нибудь «смешную» костюмированную акцию: поставят бочку для сбора денег на тюремные передачи президенту Слободану Милошевичу – как это было в Сербии, спляшут и споют на амвоне храма – как недавно было в Москве. Или, нарядившись в костюмы свиней, с хрюканьем и визгом пойдут искать просроченные продукты в излишне популярном магазине. 

Идеологическая направленность этих акций разная, но приемы одни и те же. Как показывает ситуация с «Народным», они неплохо срабатывают. Правда, не тогда, когда речь идет о «продовольственной корзине» для тысяч людей.

 

Владимир Владимиров, экономический обозреватель «НВ». Фото Елены Игнатьевой
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+3
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+2
Слабый дождь