«Точку невозврата» он уже миновал…
Не стало актера Игоря Кваши… Вот злая судьба и пробила еще одну незаполняемую брешь в строю тех, на ком держались и держатся наши театр и кино. Творческая судьба и жизненный путь Игоря Владимировича были типичны для людей его поколения и его интеллигентной закваски. Московский подросток, страстно увлеченный театром, пропадал не на дворовых футбольных полях, а на занятиях драмкружка в Доме пионеров. Оттуда его дорога лежала прямиком в Школу-студию МХАТ, далее – совсем немного работы в «головном» театре, пока не появился на карте Москвы «Современник». Ему Игорь Кваша отдал всю свою оставшуюся жизнь, став не только одной из звезд знаменитой труппы, но и одним из ее столпов, на котором держались репертуар и традиции, заложенные на старте жизни театра, детища хрущевской оттепели.
Список сыгранных за более чем полувековую службу на сцене ролей разно-образен и временами непостижим с точки зрения того, кого и как играл Кваша, – от горьковского Луки до булгаковского Мольера, от чеховских Чебутыкина и Гаева до Верховенского-старшего в «Бесах». Его актерское нутро помогало вживаться в те роли, которые доставались в кино и на телевидении, на сцене родного театра. В этом ряду могли соседствовать Яков Свердлов и Карл Маркс. Но, пожалуй, самую главную свою «историческую роль» – Иосифа Сталина – Игорь Кваша сыграл несколько раз. Более всего, этот зловещий образ советского диктатора удался артисту уже в постсоветские времена – в телеверсии романа Солженицына «В круге первом», снятой Глебом Панфиловым.
С актером Игорем Квашой любили работать разные режиссеры – от Олега Ефремова и Галины Волчек до Марка Захарова и Аллы Суриковой. Он мог одной репликой, одним жестом, одной интонацией решить судьбу и характер своего персонажа – на театральных подмостках, на киноэкране. Помните, как в «Человеке с бульвара Капуцинов» его пастор бросает реплику: «Раба любви!»? Он чувствовал жанр, в котором трудился, как никто другой, а потому и герои у него получались такие, что, увидев и услышав их только один раз, уже не забудешь. И при этом в его игре – никаких сверхусилий, бурлескных жестов или интонаций. Все естественно и органично. Игорь Кваша был узнаваем и признаваем за своего в разных сюжетах и разных ситуациях. Как это случилось с ним, когда он стал ведущим популярного телепроекта «Жди меня». Как человек и артист, он очень часто превращал потаенное в очевидное, читая стихи и прозу на радио. Да и во многих его героях эта самая потаенность была человечной. Если угодно, той людской слабостью конкретного героя, которую можно было простить. Как это было с его бургомистром в «Том самом Мюнхгаузене», когда герой Кваши слышит от друга-фантазера: «Вы очень изменились, господин бургомистр!» – и отвечает: «А вы зря этого не сделали!» И далее следовала пауза. Ее вполне можно было назвать «мхатовской», ибо за нею следовал тот самый взгляд Игоря Владимировича, который очень многое объяснял.
А совсем недавно мы услышали его знакомые обертона в закадровом тексте от автора в телеверсии уже однажды прочитанной им «Белой гвардии». Он был из рядов той самой, прежней актерской гвардии нашего искусства, на которую всегда в любых, самых сложных творческих условиях можно было положиться. И все знали, что она не подведет.
Игорь Кваша был счастливым человеком, потому что всегда занимался тем делом, о котором мечтал с юных лет, которое знал и которым владел в совершенстве. Он был счастливым, потому что его место службы в искусстве было и осталось до конца его дней неизменным. Он прожил в кругу своей семьи свою долгую и отмеченную разными человеческими радостями жизнь.
Несколько лет назад Игорь Кваша выпустил книгу актерских мемуаров. Но кто сейчас не пишет книг воспоминаний? Однако знаменитый и неподражаемый актер дал ей название, которое многое объясняет, – «Точка возврата». К великой печали, она уже им пройдена. Знаток Булгакова и Пастернака, поклонник Моцарта и Феллини, Игорь Владимирович Кваша миновал точку невозврата, чуть не дожив до своего 80-летнего юбилея. Отмечать его нам придется уже без его живого присутствия… Да упокоится его актерская душа!
Сергей Ильченко, искусствовед