Учиться подано!
С будущего года российское образование будет жить по новому закону, который мало кого устраивает
Наступивший учебный год станет судьбоносным для всей системы российского образования. После трех с лишним лет споров, дебатов, переписываний и дополнений многострадальный законопроект «Об образовании в Российской Федерации» внесен наконец в Госдуму. Уже с 1 января, если поправками ко второму чтению не будут сдвинуты сроки, он вступит в силу. Довольных же предстоящими изменениями будет немного.
Необходимость создания нового основного «образовательного» закона чиновники объясняют тем, что ныне действующий, принятый в 1992 году, оброс массой изменений и отсылочных норм, а потому стал неудобным для работы с ним даже для профессиональных юристов. Соответствующее поручение было дано президентом еще в 2009 году. Новый закон был призван заменить два действующих – базовый об образовании и о высшем и послевузовском профессиональном образовании. С тех пор было создано три версии текста, а также ряд вариантов, которые появлялись после очередной порции замечаний общественности и экспертов. И несмотря на то что внесенный в Госдуму вариант учел значительную часть пожеланий, он все равно никому не нравится.
– При всей важности концепции отдельные идеи и формулировки законопроекта требуют очень существенной доработки, – считает председатель Госдумы Сергей Нарышкин. – В результате совместной работы мы подготовим качественный документ, базовый закон, который будет давать четкие правовые ориентиры в сфере образования.
Но поправки мало что изменят. Ведь главная причина общественного недовольства кроется не в неких формулировках или отдельных нормах, а в самой идее законопроекта, его глубинном смысле. Именно поэтому обществу не нравятся и недавно принятые законы «О здравоохранении» или о бюджетных учреждениях.
Дело в том, что, несмотря на 20 лет жизни «в рынке и демократии», большинство граждан так и не изменило свое отношение к государству. А вот последнее свое отношение к гражданам изменило практически до неузнаваемости. И пока мы продолжаем воспринимать образование как «социальное служение», обязанность государства, последнее устами чиновников настойчиво повторяет формулировку, которая все большему количеству граждан перестает казаться парадоксальной, – образовательные услуги. Вот и больницы с поликлиниками не лечат, а предоставляют медицинские услуги. Ну а раз это услуга, то есть сугубо коммерческое понятие, то можно смело встраивать его в систему пресловутых рыночных отношений, что, собственно, и делается на протяжении последних лет. Вот и эксперты в своих заключениях на законопроект указывают, что гарантии бесплатности образования «явно недостаточны». Так что волнующий всех родителей вопрос, станет ли то же школьное образование платным, несмотря на все прописанные в законопроекте формулировки, все равно остается открытым.
– Образование в России было и останется бесплатным, – заявил на днях на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев, дабы развеять опасения общества. – Большинство из положений предыдущего базового закона – доступность образования, право выбора школы, обучение на родном языке – не только остаются приоритетными, но и специально детализируются.
Все так, конечно. Вот только нынешняя бесплатность без всяких оговорок, предписанная Конституцией, заменена бесплатностью в пределах образовательного стандарта. Но ведь никто не гарантирует тому же старшекласснику достаточности этого стандарта с его обязательной физкультурой и необязательной физикой или историей для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз, который он выбрал? Зато так называемым образовательным организациям законопроектом дается самостоятельность «в осуществлении финансово-экономической деятельности».
В законопроекте вообще много чисто финансовых вопросов: какие уровни власти что оплачивают, по какой формуле, из каких средств и т. д. Есть отдельная статья об экономической деятельности в образовании, отдельные пункты которой в равной степени подойдут и к закону о торговле.
– Для нас, педагогов, очевидно, что «набор» платных услуг будет расширяться, – признается Галина Иванова, учитель математики с 25-летним стажем. – Уже сейчас многие школы имеют собственный расчетный счет. Ряд из них, в основном статусные гимназии, попросту навязывают различные платные услуги. И родители вынуждены соглашаться, поскольку в противном случае есть риск потерять место в этом престижном учебном заведении.
Что еще резко отличает современную российскую систему образования от советской и что не находит понимания у большинства граждан, которые сейчас учат своих детей и внуков? Отсутствие единства образовательного пространства, несмотря на законодательное провозглашение этого принципа. Это в советские годы ребенок мог спокойно перейти из школы в школу, из ПТУ в ПТУ или даже из вуза в вуз, даже если они находятся в другом городе, области и даже республике. Все потому, что везде учили одному и тому же, по одной и той же программе. Теперь все иначе: каждая школа, садик и вуз, что называется, дудят в свою дуду. Учат по разным учебникам, по разным программам, которые сами же и формируют. Это объявляется благом, возможностью выбора. Однако на практике все оказывается не так радужно. От мечты учиться в школе рядом с новым домом после переезда в другой район порой приходится отказаться, поскольку она обучает по своей программе, или же восполнять разницу с помощью репетиторов, а соответственно, и с дополнительными финансовыми затратами.
Таким образом, то, что объявляется свободой, иногда становится кабалой: проще никуда не переводиться. И внесенный законопроект эту проблему не устраняет, несмотря на провозглашение обязательности федерального образовательного стандарта. Мало того, различие в образовательных программах дает возможность учебным заведениям срубить деньжат с родителей или самих учащихся, если речь идет о профессиональном образовании. Можно не сомневаться – с принятием закона появятся рейтинги детских садов, школ, вузов. Самые рейтинговые будут самыми востребованными, а следовательно, и самыми высокооплачиваемыми как со стороны государства, поскольку вводится подушевое финансирование, так и со стороны учащихся или их родителей.
В чем еще наиболее существенные отличия будущего закона от ныне действующего? Исчезает понятие о начальном профессиональном образовании. Среднее будет делиться на два уровня: подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. К получению бюджетных денег допустят частные образовательные организации, что, по мнению разработчиков, должно способствовать доступности качественного образования для одаренных детей из не самых состоятельных семей. Законопроект предусматривает совместное обучение здоровых детей с детьми-инвалидами, выдачу бесплатных учебников, правда, лишь для программы федерального образовательного стандарта, вводит понятие кредитов на получение образования, обязывает образовательные учреждения выполнить целый комплекс требований по обеспечению так называемой информационной открытости вплоть до публикации на сайте отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и полного прейскуранта на платные услуги. А вот ЕГЭ, к неудовольствию многих, так и останется в качестве обязательного, несмотря на все слухи о переводе его в разряд «одной из форм».
– Минобрнауки убеждает всех нас, что от ЕГЭ сплошная польза, что он год от года все совершенствуется, – сокрушается лидер думских «справедливороссов» Сергей Миронов. – На деле же мы видим, что чем дальше, тем более тяжкие последствия приносит это бюрократическое порождение нашей школе и всей системе образования. Уровень знаний выпускников падает, коррупция не только не побеждена, но и усугублена, рынок репетиторства процветает. Ни одной цели из тех, которые провозглашались при введении ЕГЭ, не достигнуто. В общем, сплошное «объЕГЭривание» общества.
Серьезные изменения произойдут в системе высшего профессионального образования. Точнее, они уже происходят в результате присоединения России в 2003 году к так называемому Болонскому процессу с его делением на бакалавриат и магистратуру. Законом они лишь формализуются. В результате как класс исчезнут такие привычные учебные заведения, как академии. Какие-то будут переименованы в университеты, ну а те, что, как говорится, не будут соответствовать, могут и до колледжей скатиться или вовсе закрыться. Также впервые вводится так называемая кредитно-модульная система. Тоже продукт Болонского процесса. Это означает, что в российских вузах по аналогии с европейскими будет так называемый модуль – набор учебных дисциплин и определенное количество часов, предписанных обязательным образовательным стандартом. Помимо этого студент должен будет набрать заранее определенное вузом количество зачетных единиц по дополнительным образовательным программам. И здесь ему будет предоставлена полная свобода выбора курса, преподавателя, темы. Вот только критики болонской системы уверяют: при таком подходе студент получает разрозненный набор знаний о тех или иных явлениях, эдакий набор кусочков смальты, которые не будут складываться в целостную мозаичную картину.
Преподаватель же с принятием нового закона, несмотря на все декларации об особом статусе и правовом положении, по сути, превращается в продавца знаний. В тех же вузах студенты могут его выбрать, а могут и не выбрать, что неминуемо отразится на зарплате. Так что одной только квалификации или знаний может оказаться недостаточно. При этом не все однозначно с социальными гарантиями и льготами тем же сельским учителям на жилье, а также проанонсированной руководством страны задачей довести уже к следующему году зарплату педагогов до средней по региону. Минфин всячески препятствует узакониванию этой нормы, как и повышению стипендий до прожиточного минимума. Мало того, принятый закон о федеральном бюджете на 2012–2014 годы вообще предусматривает постепенное сокращение финансирования образования, как и доклад ведомства об основных направлениях бюджетной политики до 2015 года. А отсюда многие положения законопроекта и внедрение образовательных стандартов нового поколения могут оказаться под серьезным вопросом. Ведь последние содержат помимо перечня дисциплин и часов требования к условиям обучения, причем довольно высокие, вплоть до наличия хореографических залов или медиатек. А что мы сейчас имеем?
– В целом по России треть школ до сих пор не имеют нормальной системы водоснабжения, у четверти не решен вопрос канализации, – привел министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов неутешительные данные.
Какие уж тут медиатеки…
только цифры
- Более 100 федеральных законов и нормативных актов потребуется изменить после принятия нового закона «Об образовании в РФ».
- 51 миллиард рублей дополнительных средств из федерального бюджета потребуется на реализацию норм законопроекта и намерений повысить зарплаты педагогам и стипендии студентам.
- 973 миллиарда рублей могут достичь в связи с этим дополнительные затраты для бюджетов субъектов Федерации.
Анна Кострова