Загрузка под завязку
1 сентября для многих родителей и учеников омрачилось неприятным известием. Большинство языковых гимназий Петербурга переводят свою начальную школу на шестидневку, начиная со второго класса. Туча над малышами и их родителями нависла еще весной, но гром грянул сегодня.
Откуда у родителей нынешних младших школьников возникает болезненное чувство, что их надули, обвели вокруг пальца? Для ответа достаточно копнуть историю вопроса. На рубеже 1990-х годов фактически все средние учебные заведения СССР перешли с десятилетней системы обучения на одиннадцатилетнюю. Изменения в основном коснулись начальной школы. По предложению педагогов, психологов и врачей программу начальных классов растянули с трех классов до четырех, изменив режим учебы с традиционной шести-дневки на гуманную пятидневку. Тогда же разрешили набор в первый класс с шести лет. Главный тезис реформаторов звучал так: в начальной школе дети должны «научиться учиться», а не получать фундаментальное образование. Родители сегодняшних школяров помнят, как они в период той реформы перепрыгивали через класс. Они же теперь недоумевают: и год лишний учебы прибавили, и пятидневку в итоге отняли, а ради чего?
Как объяснили родителям на собраниях классные руководители, из-за новых предметов. В начальную школу добавлены дополнительные уроки – физкультуры, технологии (труд) и с 4-го класса – история религии. А поскольку общее количество учебных часов по СанПиНу не менялось, то школам не остается ничего другого, как сделать для малышей все субботы «черными».
Такой ответ, естественно, устроил не всех, и родители ряда школ Кировского района затеяли переписку с роно и комитетом по образованию города – просят найти способ оставить малышам пятидневку. Чиновники прилежно и вежливо ответили всем родителям, что дали учебным заведениям методические рекомендации, как сохранить пятидневку. Например, уменьшить часы преподавания иностранного языка. Однако на это ни в одной языковой школе пойти не могут, ведь тогда придется распрощаться со статусом особого учебного заведения.
Казалось бы, компромисс есть: вывести за рамки основной сетки обучения два из четырех часов иностранного языка, сделав их факультативными, а несколько факультативных, типа компьютера и шахмат, – перевести в разряд кружков по выбору. Но здесь как раз и зарыт корень зла всей нашей системы образования: директора многих школ и гимназий до панического ужаса боятся начальства. Боятся превентивно. Боятся даже рот открыть и внести какое-либо предложение. Боятся настолько, как будто в роно и комитете по образованию работают не живые люди, у которых тоже есть дети и внуки, учащиеся младшей школы. Выходит, многим школьным директорам легче молча ввести шестидневку, невзирая на последствия, чем предложить наверх альтернативный вариант.
Несколько петербургских гимназий еще год назад перевели своих малышей на шестидневку. Сегодня учителя вынуждены признать: успеваемость резко понизилась, дети стали в разы чаще болеть.
Ничего удивительного. При шести-дневке 8–10-летний ребенок вынужден шесть раз в неделю вставать не позже 7.30 утра. У него на неделе нет ни одного дня, когда он мог бы отдохнуть: в субботу идет в школу, а в воскресенье делает уроки на понедельник. К тому же родителей полностью лишают возможности вывезти малыша на выходные на дачу или подышать свежим воздухом по путевке выходного дня. Не говоря уже о том, что по выходным многие дети ходят в церковь и на развивающие занятия.
И опять-таки: ни один участник этой истории с шестидневкой не хочет ее продолжения! Тем не менее какая-то неведомая сила, которой все покорно подчиняются, заставляет их на ватных от страха и нежелания ногах брести в шестидневку, как на заклание.
Вот комитет по образованию пишет родителям: «В соответствии с пунктом 6 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает учебный план, исходя из определенного Уставом школы режима работы школы и соблюдения требований к предельно допустимой нагрузке учащихся…» Роно тоже отвечает родителям, что они действуют строго по инструкциям комитета и ни на чем не настаивают. Директора гимназий заверяют, что и сами не хотят шестидневки, но не могут ничего поделать с обстоятельствами. Учителя, до чертиков устающие от маленьких детей за пять дней, вопиют, что для них шестидневка в начальной школе – это пытка. Родители не хотят шестидневки, потому что привыкли слушать врачей, психологов и свое сердце. Педиатры утверждают, что «шестидневная загруженность неминуемо повлечет за собой ослабление здоровья и рост хронических заболеваний». Психологи пророчат, что такая нагрузка – гарантированное увеличение неврозов и психической напряженности у детей. А здравый смысл просто подсказывает: нет такой святой цели, ради которой нужно отнять у маленького ребенка полноценные выходные. Ну и сами дети, разумеется, в слезах: «Загружать все больше нас стали почему-то…»
Нам бы найти эту неведомую силу, которая на ровном месте превращает повседневную жизнь в триллер, но как ее искать и как лишать волшебной силы – этому, увы, не учат ни в одной нашей школе, даже если уроками напичканы все шесть дней в неделю.
Инна Тимченко, обозреватель «НВ»