Не стой под стрелой!
Решение горсуда о том, что нельзя взимать с автомобилистов плату за эвакуацию машин, внесло еще большую неразбериху в борьбу с теми, кто неправильно паркуется
Теперь город не вправе требовать, чтобы автомобилист без решения суда заплатил 2700 рублей за перевозку транспортного средства и штраф 3000 рублей от ГИБДД. Водителю придется заплатить лишь за хранение машины на стоянке – 30 рублей в час. Корреспонденты «НВ» решили разобраться, зачем Петербургу нужна вся эта тяжелая и сложная процедура (эвакуация – суд – штраф – возврат авто) и почему мы не можем использовать опыт Европы, где машины никуда не увозят, а лишь прикрепляют к лобовым стеклам штрафные квитанции.
Приняв закон о платной эвакуации, город, по сути, в самой процедуре ничего не поменял, только взвалил на плечи автомобилистов плату за транспортировку машин – это слишком дорого обходится бюджету, который и так в этом году похудел. Чиновники полагали, что оплата эвакуаторов и выросший штраф за парковку в неположенном месте должны дисциплинировать автовладельцев. Но просчитались: неправильно припаркованные машины никуда не исчезли, зато на дорогах появились массивные эвакуаторы, что только усугубило пробки.
Тем не менее городские власти отчитались: за два месяца с тех пор, как закон вступил в силу, уже успели наказать около 20 тысяч автомобилистов. Теперь посчитаем – Петербург должен был получить в бюджет около 60 миллионов рублей. Разве ж это плохо? В том-то и дело… В погоне за бюджетной прибылью власти, кажется, не учли то, что нынешняя система на протяжении последних лет постоянно доказывала свою неэффективность. А платная эвакуация только добавила неприятностей. Как, например, быть с теми, кто до решения горсуда заплатил 2700 рублей? В комитете по транспортно-транзитной политике пояснили: случаи, когда водителя признают невиновным в неправильной парковке, – большая редкость.
– Решение суда еще не вступило в силу, – рассказала официальный представитель ведомства Олеся Сулина. – В течение 10 дней город может подать апелляцию, и это будет сделано.
Сторона, инициировавшая процесс, также намерена продолжать тяжбу, чтобы до решения суда избавить водителей и от почасовой оплаты за хранение машины на штрафстоянке. Представители автомобильного сообщества Петербурга задают риторические вопросы. Например, как город мог принять закон, статьи которого противоречат Кодексу об административных правонарушениях? Ведь по КоАПу оштрафовать человека можно только после того, как его официально признают нарушителем, и презумпцию невиновности пока еще никто не отменял.
– Постановление о правонарушении выносит инспектор ГИБДД в течение 10 дней. Если гражданин решит обжаловать решение через суд, на это уйдет еще энное количество времени. Спрашивается: почему деньги нужно взимать сразу? – пояснил корреспонденту «НВ» депутат городского ЗС и инициатор процесса Александр Кобринский. – Если Верховный суд примет решение в нашу пользу, это будет иметь огромное значение для всей России – такие же положения содержатся почти во всех региональных законах.
В итоге благое в общем-то дело борьбы с неправильной парковкой в Петербурге превратилось в фарс. Городу давно уже следует признать, что нынешняя система эвакуации автомобилей безобразна. Она чересчур сложна и неэффективна. Но, видимо, она сытно кормит всех, кто непосредственно с ней работает, поэтому ее не спешат менять.
– Она появилась тогда, когда штрафы за неправильную парковку были ничтожно малы: от 100 до 300 рублей, – продолжил Александр Кобринский. – А поскольку существенно повысить их было невозможно, эвакуацию ввели как способ наказания. В цивилизованных странах схема совсем иная: там действуют высокие штрафы, а эвакуируют автомобиль только в том случае, когда он действительно мешает дорожному движению. У нас же государство по какой-то причине передает часть своих функций, связанных с охраной правопорядка, коммерческим структурам. Это высшая степень абсурда!
Так, например, в европейских столицах несколько последних десятилетий к лобовым стеклам машин-нарушителей прикрепляют штрафные квитанции. В российской столице тоже нашли свой способ борьбы с неправильной парковкой. По данным СМИ, с середины апреля этого года водители по почте получают «письма счастья» от ГИБДД. Нарушения фиксируют специальные автомобили – парконы. Это десять машин марки Ford Focus, снабженных двумя видеокамерами. Одна снимает планы расположения машин, вторая фиксирует только номера. Весь день они курсируют по городу, затем «сливают» данные в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений, там делают фото, которые потом отправляются в ГИБДД и дальше в почтовый ящик нарушителя. И никакой лишней суеты с эвакуаторами и штрафстоянками.
По сравнению с московской петербургская система эвакуации как будто пришла к нам из каменного века. Так почему бы и у нас не внедрить такую же? Скорее всего, власти боятся, что нарушители перестанут платить штрафы, поэтому предпочитают держать машину в качестве заложника. Если так, то это такой же пещерный уровень правосознания. Действенные меры воздействия на неплательщиков государство уже давно придумало: должников могут, к примеру, не выпустить за границу. И тогда проблемы с неуплатой решаются сами собой. И очень быстро.
…Есть в этой ситуации и другой, более глубинный смысл. В соседней с нами Финляндии проблемы неправильной парковки нет: для законопослушных финнов бросить машину в неположенном месте – это все равно что намусорить в своей квартире и не убрать за собой, потому что родной город – это родной дом, где гадить нельзя. И только у россиян, живущих там, заранее отложены деньги на оплату штрафных квитанций…
Анастасия Ложко, Ирина Тищенко. Фото Евгения Лучинского