Пенсия – время строить карьеру
Треть пожилых людей в Новгороде продолжает трудиться, получив право на заслуженный отдых
Основная причина послепенсионной занятости – страх перед снижением уровня жизни и желание помочь повзрослевшим детям, связанным кредитами и ипотеками. И все же некоторые из пожилых новгородцев воспринимают выход на пенсию как великое благо – время для самоопределения и поиска своего настоящего призвания.
На двери небольшой комнатки на первом этаже Политехнического колледжа написано, что здесь расположена учебно-творческая мастерская, руководит которой Дина Константиновна Чайникова. Мастерская эта больше похожа на деревенскую бабушкину комнату: кровать с набалдашниками и вышитыми подушками и подзорами, проигрыватель для пластинок, которых здесь десятки в отдельной коробке, старая швейная машинка «Подольск» и чеканка «Девушка с прялкой» на стене. Дина Константиновна за большим столом собирает на живую нитку длинную тесьму из маленьких цветных лоскутов, говорит, что разноцветная полоска станет украшением для подола платья в народном костюме. Дина Чайникова – легенда новгородских рукодельниц и реставраторов исторических костюмов и головных уборов. Совсем недавно у нее была большая персональная выставка в Новгородском областном музее-заповеднике. По всему городу висели плакаты с фотографией воссозданного ею по старым чертежам позапрошлого века праздничного головного убора из жемчуга и призывом прийти посмотреть, на что способна одна талантливая женщина, отпущенная однажды на пенсию.
– Вообще-то Дина Константиновна отродясь никакого отношения ни к историческому костюму, ни к шитью одежды, ни к конструированию не имела. Она по образованию инженер, работала преподавателем в политехническом училище, – рассказывает о своей коллеге новгородская художница Ольга Олонцева, стоя возле входа только что открывшейся выставки «Краса России». – Представляете, Чайникова вышла на пенсию и вдруг стала делать сложнейшие головные уборы! Причем восстанавливала их по довоенным фотографиям из библиотечных книг!
Прежде чем Дина Чайникова в 1990-х годах оказалась в Новгородской областной библиотеке и погрузилась в изучение редкой книги с изображением народных головных уборов, она пережила то, чего боятся многие пожилые люди, – ее попросили уйти с работы. Время было трудное для всех бюджетников – денег не было ни у кого, и молодым педагогам казалось, что пенсионеры отбирают у них ставки. А у Дины Константиновны была мизерная пенсия и муж работал – всяко, по мнению коллег, с голоду не умерли бы. Только вот после интенсивной преподавательской нагрузки оказаться без работы для активной женщины было невыносимо. Однажды она попала на выставку крестьянского костюма местного Дома народного творчества и заметила, что все платья и сарафаны не дополнены головными уборами.
– Какой-то неполной была картина, и я сказала о своих наблюдениях организаторам. Они ответили, что некому в нашем городе заняться реконструкцией кокошников. И я неожиданно для себя вызвалась, хотя тогда ничего об этом не знала, разве что в детстве была научена шить и заниматься рукоделием. А когда увидела фотографии богатых головных уборов в старой книге, у меня аж в руках колотье пошло – так захотелось сделать. Вот и сейчас рассказываю, а по телу мурашки бегут, – смеется Дина Константиновна.
Оказалось, что именно инженерное чутье позволило ей воссоздать по довоенным снимкам сложные лекала кокошников и корун. Для воплощения сложнейших переплетений бисера и жемчуга нужно было время, которое у мастерицы как раз оказалось, – вся пенсия впереди. Но самое поразительное ждало ее после того, как Дом народного творчества (ДНР) купил ее первый кокошник с обнизями и «сороку» – плетеную косынку за 250 рублей – деньги, сравнимые с зарплатой педагога с полной загрузкой. Так у Дины Константиновны появилось хобби, приносящее заработок, и новая профессия – ДНР предложил ей место в мастерской по костюмам. Еще через несколько лет ее бывший студент – «хулиган, каких Господь ведет по жизни», как говорит о нем бывший педагог – стал директором колледжа, в котором он сам учился и когда-то работала Дина Константиновна. Он позвал пожилую учительницу в родные стены – руководить учебно-творческой мастерской, читать лекции, консультировать студентов факультетов дизайна из новгородских колледжей и университета. Сюда же ей приносят знакомые найденные в бабушкиных сундуках необычные вещи, вышивки и старинные кружева. Однажды даже трехлитровую банку черного совершенно изумительного прочного бисера принесли. Дину Константиновну он привел в восторг тем, что не разламывался пополам при введении в него иглы. Вот ведь – пролежал где-то несколько десятилетий в ожидании искусных рук.
Сейчас у Чайниковой новое увлечение – реставрация.
– Конечно, реставраторы – искусные мастера, которые долго учились своему ремеслу. Я уже не освою этого искусства в таком совершенстве, но недавно мне удалось выполнить работу по восстановлению женского городского костюма для Тосненского краеведческого музея. Вставка на нем была потрачена временем, и нужно было найти старое кружево примерно того же времени и отреставрировать. А у меня как раз такое кружево было – старинные запасы, не нынешняя синтетика. К тому же из экспедиции они мне привезли «сороку», на которой я заменила утраченную ткань на сходную с подлинником.
Как и все современные профессионалы, вечера Дина Константиновна проводит в социальных сетях – общается с реставраторами и коллегами-реконструкторами из разных городов, заказывает материалы, бисер и иглы в интернет-магазинах. Теперь и заказчики на ее костюмы и уборы – в основном творческие коллективы – находят мастерицу в Сети. О своем инженерном прошлом Дина Константиновна почти не вспоминает.
– Однажды я кончилась как инженер и не могу жалеть об этом, – говорит она. – И хочу сказать: «Люди! Послепенсионный возраст – благо! Можно наконец-то проявить себя в том, о чем мечтал всю жизнь».
Светлана Рассмехина, собкор «НВ» в Новгороде