Зачем мы работаем
Сегодня – день, о котором почти никто за пределами профессионального сообщества не знает, – День международной солидарности журналистов. Он был учрежден в память о Юлиусе Фучике и других его коллегах, которые погибли, исполняя свой профессиональный долг.
А что такое «профессиональный долг» применительно к российской прессе сейчас? Для кого, а главное – с какой целью она пишет?
Чтобы контролировать власть, рассказывать о безделье, корыстности, просто глупости чиновников и силовиков? Но власть успешно делает вид, что она – могучий упитанный слон, который не хочет и не обязан реагировать на лай маленьких голодных собачек. Для читателей? Но они же первые и ругают прессу. Наверное, большинство журналистов сами не знают ответа на эти вопросы: зачем и для кого. И только на уровне интуиции и личного опыта понимают, что их работа все же нужна.
Но безрадостная, казалось бы, картина отношений прессы, власти и общества выглядит таковой только на первый взгляд. Например, что касается власти, то в ней нет людей, на самом деле равнодушных к тому, что о них пишут и думают. Даже самые прожженные циники, для которых «профессиональный долг» как можно больше заработать или украсть денег, хотят, чтобы их как минимум уважали (как максимум – любили). Чиновники с «хорошей» и «плохой» прессой живут совершенно по-разному, даже при равном достатке. Один – жизнерадостен, приветлив, имеет карьерные перспективы, другой – хронически раздражен, склонен записывать окружающих в «быдло», вынужден топить стресс в алкоголе и зубами держаться за свое место.
Поэтому все, что мы пишем, – срабатывает. Примеры этого есть у каждого профессионального журналиста: когда отменяются казавшиеся чиновникам поначалу столь удачными проекты, продажи, в срочном порядке перераспределяются бюджетные средства. Не менее приятно, когда «вброшенные» через газету тезисы попадают (разумеется, без указания авторства) в доклады и выступления «первых лиц», становятся основой новых программ или вообще смены курса…
Правда, в органах власти признавать это не любят. Публикации по серьезным темам «расписывают» по профильным комитетам и ведомствам, ставят на контроль, принимают меры, но почти никогда об этом не сообщают. Понятно, что и читатели об этом не знают, но, видимо, догадываются, чувствуют. Потому, на словах ругая прессу, все равно ее читают и стараются – своими письмами и комментариями – направить ее в нужное русло, привлечь к каким-то вопросам.
Конечно, у прессы много других – помимо контроля за властью – функций. Газета – это общественная трибуна, с которой самые разные люди озвучивают свои идеи и предложения. Это и источник информации. Но в День международной солидарности журналистов мы решили поговорить только об одном аспекте – об отношениях прессы и власти. Потому что власти иногда убивают журналистов (как Фучика), но при этом не могут без них обойтись.
Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»