На Соловецких островах запел даже космонавт
Несмотря на природные катаклизмы, на Соловках в восьмой раз состоялся фестиваль авторской песни
В этом году из-за небывалых дождей, жесточайших беломорских штормов и приливов размыло железнодорожные пути на Мурманском направлении (перегон Летний – Сосновец), что поставило под угрозу проведение фестиваля «На Соловецких островах». Поезда простаивали, пассажиры были в неведении. Особенно не повезло москвичам, ожидавшим ремонта путей около 20 часов. В результате не доехали до Соловков долгожданные гости фестиваля: Юлий Ким и член жюри фестиваля позапрошлого года Сергей Никитин. После такой продолжительной стоянки музыканты пересели на обратный поезд и уехали в столицу. Тем более что во время стоянки музыкантам сообщили о кончине режиссера Петра Фоменко, с которым музыканты дружили.
Стихия отобрала самых стойких – их было более 200 из 24 городов мира. Как известно, трудности объединяют. Недаром почти все – и члены жюри, и участники, и гости фестиваля – сошлись во мнении, что фестиваль этого года получился по-домашнему теплым.
Непогода не испугала и Героя Советского Союза космонавта Георгия Гречко с супругой. Он пошутил, что владеет квотой от Бога на два солнечных дня, причем в любой точке мира. И действительно, с его приездом сильнейшие проливные дожди на острове сменились ясной погодой. Георгий Михайлович признался, что в космосе не обойтись без сильной, мужественной, глубокой песни, которая дает необходимый настрой, помогая в трудной работе:
– Я бываю на фестивалях авторской песни, потому что уверен: пройдут годы, и все равно космонавты полетят на Марс, и тогда им понадобятся новые песни, которые должны будут давать им в космосе ту же моральную опору, какую нам давал Высоцкий. Пока таких песен я не нашел. На одном из фестивалей не выдержал и сказал: «Ребята, если космонавты возьмут с собой в двухгодичный полет ваши песни, из которых 90 процентов про несчастную любовь, про осень, про дожди, они умрут от тоски, не долетев до Марса». И только здесь, у Соловецкого камня в память о жертвах политических репрессий и у памятника Соловецким юнгам, звучали песни, которые затрагивали мою душу и отвечали на мой запрос.
Отрадно, что наряду с песнями Галича, Городницкого и Высоцкого звучали песни постоянных участников, членов жюри и гостей фестиваля: Александра Тимофеева, Владимира Шемшученко, Андрея Стрелкова, Валерия Киселева, Валерия Чечета, Виктора Федорова. В них переосмысливалась история страны, отношения между поколениями.
«Тысячу лет – зима. Тысячу лет – холода. Тысячу лет – беда… Шли мужчины на смерть и позор по дороге воистину огненной, и глаза соловецких озер до краев их слезами наполнены. Господи, души их упокой! Если грешен, Всевышний простит. И чтоб смог богомолец покаяться, на века божья крепость стоит, и в воде купола отражаются» – это строки из песни Валерия Киселева, которые особенно тронули легендарного космонавта. Кстати, за 8 лет существования фестиваля его участники написали о Соловках множество песен. Их можно услышать на дисках, изданных клубом «Восток», – «Край Беломорья» и «Наши с тобой острова». Сегодня велика потребность в переосмыслении истории Соловков, ведь за ней почти тысячелетняя история России и православия, трагическая история ГУЛАГа.
«Не мечтай о простой эпохе, посмотри-ка на мир окрест – в каждом городе по Голгофе и венец, и копье, и крест…» – строки из песни Александра Тимофеева. В России практически нет семьи, которая не оплакивала бы репрессированных родственников. Трагическая история тех лет коснулась и семьи Георгия Михайловича Гречко. Его тетя отсидела в лагерях тринадцать лет за то, что вышла замуж за поляка, инженера, который и в политике-то не участвовал. Мужа расстреляли, а потом реабилитировали. А тете, вернувшейся из жесточайшей ссылки живым скелетом, заплатили 300 рублей за изломанную жизнь. Через два года ее не стало. У Соловецкого камня Георгий Михайлович пожелал, чтобы никогда и нигде ни у кого в жизни подобное не повторилось.
На открытии фестиваля было получено благословение от благочинного Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря игумена Ианнуария, который заметил:
– За годы взаимного общения и сотрудничества с Соловецким монастырем мы убедились в том, что фестиваль «На Соловецких островах» служит духовному и нравственному возрастанию личности. Язык бардовской песни другой, чем язык церковной проповеди, но он тоже ведет людей к нравственным истинам.
Заместитель директора Соловецкого музея-заповедника по научной работе Александр Мартынов напомнил, что в этом году Соловецкий музей-заповедник отмечает 45-летний юбилей и «все это время соловецкие музейщики поют бардовские песни».
В этот раз многое на фестивале происходило впервые. Георгий Гречко впервые запел с фестивальной сцены любимую песню, сочиненную космонавтами, а также посадил серебристую ель в ботаническом саду на аллее гостей. Впервые за историю фестиваля жюри выбрало семь лауреатов, хотя в прошлые годы их не было совсем или не более одного. Впервые приз зрительских симпатий, а также звание лауреата в номинации «Композитор» получил молодой американец из Сиэтла Джош Ланца за утонченные проникновенные музыкальные композиции на стихи Пушкина.
Все мы помним еще со школы хрестоматийные строки «Над вымыслом слезами обольюсь…», и услышать их под гитарные аккорды, да еще в духе старинной шотландской баллады – это чудо! Джош придал пушкинским строкам новое звучание и новую жизнь. Иностранец свободен от штампов. Россиянину и представить сложно, что Пушкина – неприкосновенную хрестоматийную святыню, «наше все» – можно петь под гитару у костра. Еще и с акцентом, но в этом есть особый шарм.
Джош признался, что русский язык дается ему тяжело. Одну песню приходится разучивать около года. Девять месяцев в году он интенсивно работает программистом, чтобы начальство отпустило его в Россию на фестивали авторской песни, где он познает тонкости песенной культуры и русского языка. В общении ему не просто. Даже на конкурсном концерте Джош попал впросак: приветствуя зрителей, заявил: «Как приятно видеть все ваши рожи!» В зале раздался дружный смех. А Джош смутился, ведь он искренне думал, что «рожи» означают приятные лица.
Для Джоша именно авторская песня стала проводником в мир русского языка и русской литературы. Она помогла раскрыться его композиторскому таланту. Когда-то его поразили песни Высоцкого с их мощнейшим энергетическим зарядом, захотелось их исполнять. А еще полюбились песни в исполнении Сергея Никитина из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Потом они встречались на фестивале авторской песни в Америке. Так что авторская песня давно стала языком международного общения.
Высоко оценил композиторский талант Джошуа и член жюри, талантливый музыкант, председатель клуба гитаристов Петербурга Сергей Ильин:
– То, что делает Джошуа, по большому композиторскому счету – просто классно! Для меня фестивали авторской песни – центр эстетического образования и воспитания. Я наполовину вырос в классической музыке, наполовину в клубе авторской песни «Восток», куда ходил в течение 10 лет. И это тоже часть моего музыкального образования. Авторская песня сегодня – государственное достояние. Это товар на вес золота. Уверен, что она должна поддерживаться государством, так же как и опера. А ее фестивали особенно, поскольку это кузница новых самобытных авторов.
В этом году на Соловки приехало особенно много талантливой молодежи. Например, Полина Сабаева из города Ревда Свердловской области в 18 лет уже сложившийся автор-исполнитель – дипломант фестиваля в номинации «Автор». Многим запомнилась песня в ее исполнении «Добрые люди». Полина повзрослела рано, с детства занималась шахматами и много ездила по стране. Говорит, что с ровесниками ей не интересно. А подобные фестивальные встречи дают творческую подпитку. На Соловках она впервые, так же как и двадцатилетняя Маша Олейник из поселка Мурмаши Мурманской области. На фестивале она стала лауреатом в номинации «Поэт» и дипломантом в номинации «Исполнитель». Обладая сильным, хорошо поставленным голосом, она внесла в фестивальную программу здоровую эстрадную струю.
А песня Юрия Визбора «Манеж», эмоционально исполненная Юлией Сиваковой из Петербурга, и вовсе походила на эстрадный номер. Двадцатилетняя Маша Демина из Гатчины – воспитанница поэтической секции клуба «Восток», автор «Литературной газеты» – на этот раз стала лауреатом в номинации «Поэт». Под руководством известного поэта Владимира Шемшученко с каждым годом поэтическая секция прирастает новыми талантливыми поэтами, которые едут на фестиваль со всей страны.
Большинство участников приезжают сюда не первый год. Сергей Терещенков из Смоленска участвует в фестивале 8-й раз. И все годы уезжал, что называется, всухую, без наград. В этом году он «дожал» непреклонное жюри и стал лауреатом в номинации «Автор» вместе с Сергеем Шубным из села Ломоносово Архангельской области – тоже завсегдатаем фестиваля.
Председатель жюри фестиваля Валентин Вихорев отметил:
– Авторская песня не терпит суеты, ее пестуют годами. Сергей Терещенко 7 лет уезжал с фестиваля без званий, но с огромным энергетическим и творческим запасом, который он почерпнул в творческих мастерских. Получив звание лауреата, он подошел и сказал: «Если бы вы с меня много лет не снимали стружку здесь, я не был тем, кто я сейчас есть». Так что работа в творческих мастерских себя оправдала.
Даже губернатор Архангельской области Игорь Орлов признал, что Соловецкий фестиваль стал брендом не только Архангельской области, но и всей России. И именно здесь у костра, в лесу, недалеко от стен древнего монастыря, а не в столичных студиях, открываются подлинные таланты, не замутненные поп-культурой и пиар-технологиями.
Лидия Березнякова