От Люканиды до Винни-Пуха и дальше
В Большом зале Петербургской филармонии в минувшее воскресенье состоялся Мультконцерт, посвященный 100-летию российской анимации
Автор «Ежика в тумане», «Сказки сказок», «Цапли и журавля» и других прекрасных мультиков Юрий Норштейн всегда снимал так, что его фильмы интересны и детям, и взрослым
…Все мы (ну, по крайней мере мое поколение сорокалетних) воспитывались не только на заветах Ильича, но и на кричалках и сопелках Винни-Пуха, похождениях Волка и Зайца и знаменитом карлсоновском «Пустяки, дело житейское!». Родные мультики приковывали «будущих строителей коммунизма» к телевизорам, их героев считали за честь озвучить лучшие актеры советской страны, музыку и песни для них писали талантливейшие композиторы и поэты. А вся история отечественной мультипликации началась в марте 1912 года, когда режиссер Владислав Старевич представил почтенной публике «фильму» под названием «Прекрасная Люканида, или Война усачей и рогачей».
– Эта картина была совершенно неожиданной, – сказал ведущий Мультконцерта в Филармонии Вадим Жук. – Ее героями стали жуки, которые воевали, становились на колени перед прекрасными дамами, выпивали. Зрители верили, что это настоящие жуки так себя ведут. И насекомые были настоящими, только мертвыми – им Старевич придавал различные позы, двигал их, снимая покадрово.
С тех пор наша мультипликация обогатилась несметным количеством произведений. Недавно профессионалы определили 100 лучших лент за 100 лет ее существования, и гости Филармонии увидели кадры из всех них на больших экранах. И приветствовали трех выдающихся режиссеров – Эдуарда Назарова (его мультфильм «Жил-был пес» занял первое место в «блестящей сотне»), Юрия Норштейна (его «Ежик в тумане» на втором месте) и украинского мэтра Давида Черкасского, автора незабываемых «Приключений капитана Врунгеля». А также других мастеров – художников, звукооператоров, режиссеров, которым директор департамента кинематографии Министерства культуры Вячеслав Тельнов вручил памятные дипломы.
– Спасибо всем, кто дарит людям волшебство, – сказал председатель Ассоциации анимационного кино Илья Попов.
Дальше было много-много песен. Артист Сергей Лосев вышел на сцену в форме капитана Врунгеля и спел «Как вы яхту назовете, так она и поплывет…». Неподражаемая Кира Крейлис-Петрова в прикольнейшем наряде с пушистым воротником исполнила «Романс Лисы» из мультфильма «Буренка из Масленкина». «Песню Водяного», с которым никто не водится (мультик «Летучий корабль») на ура спел Альберт Асадуллин, помянувший первого исполнителя этой песни – великого Анатолия Папанова. Особое ликование у детей, которых в зале было много, вызвали песни из самого популярного последние десять лет мультсериала «Смешарики», придуманного и созданного в Петербурге, – их спели автор музыки Марина Ланда и группа Billy’s Band. Юрий Гальцев позабавил исполнением «Голубого вагона» из «Шапокляк», а Елена Дриацкая и Виктор Кривонос задорно и нежно спели про «Коробку с карандашами» из одноименного мультфильма.
Песен были десятки, десятки же исполнителей, включая талантливых ребят из музыкального театра детей «Радуга». Всем им подыгрывал Международный молодежный симфонический оркестр капеллы «Таврическая», художественный руководитель и главный дирижер которой Михаил Голиков сам как будто вернулся в детство золотое – он подпрыгивал и пританцовывал, вставал на колено перед Кирой Крейлис-Петровой и убегал от мальчишки из «Радуги», пытавшегося отнять у него дирижерскую палочку.
На Мультконцерте открылся XIX Международный фестиваль анимационных фильмов «Крок», на который в этом году было подано более 900 заявок из 57 стран мира. К конкурсу допущено 178 фильмов. Фестиваль пройдет на теплоходе, который вчера отправился из Петербурга по маршруту Валаам – Верхние Мандроги – Ярославль – Углич – Москва. Его закрытие состоится 17 сентября в столичном кинотеатре «Художественный», и организаторы «Крока» надеются, что российские ленты попадут в число призеров, что докажет: наша мультипликация, переживающая нелегкие времена, талантами не обеднела.
Андрей Катин. Фото автора