100 ТВ покажет французам нашу «уходящую натуру»
Документальный телевизионный фильм «Петербург. Хроника разрушений», который сделали наши коллеги по Балтийской медиа-группе, увидят на кинофестивале в Бордо
В четвертый раз в одном из древнейших городов Франции проходят «Вечера российского кино». Мероприятие это особенное: в 2012 году тесной дружбе Бордо и Петербурга исполняется 20 лет. Нынешняя тема фестиваля, проходящего на этот раз в сотрудничестве с архитектурной биеннале АГОРА-2012, обозначена так: «Город и кино».
Бордо и Петербург отнюдь не рядовые города. И не только для своих стран (по-французски и по-русски их называют «культурными столицами»), но и для всего мира: оба мегаполиса занесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Как сохранить драгоценную городскую историю? Что должен для этого сделать каждый из нас? Эту тему и намерены обсудить во Франции. В этом, несомненно, поможет документальный проект канала 100 ТВ «Петербург. Хроника разрушений». Это телевизионный фильм о том, как в последние годы меняется исторический облик Петербурга. И «меняется» – это очень мягко сказано. Авторы фильма употребили бы слово «уродуется».
Куратором фильма, как обозначено в титрах, выступил режиссер Александр Сокуров.
– Это была идея Сокурова, – рассказывает редактор фильма, известный петербургский тележурналист Марианна Баконина. – Он всегда был неравнодушен к тому, как с опережением всяческих графиков в исторической городской среде возводится то, что портит облик северной столицы. И «молодые крокодилы», то есть архитекторы, глядя на своих старших товарищей, готовы разрушать город дальше…
Кто должен быть ведущим? Обратились к архитектурному критику, известному петербургскому искусствоведу, журналисту Михаилу Золотоносову. Он и предложил список объектов. О каждом из них Золотоносов рассказывает в кадре.
Режиссер Петр Троицкий использовал компьютерную графику, благодаря которой зрители могут сравнить то, что было раньше в каждом конкретном месте Петербурга, с тем, что есть сейчас. Оказывается, можно взять виртуальный ластик и стереть огромные фасады, нависшие над старыми домами. Это можно в кино, но не в жизни.
«Санкт-Петербург – единственный из крупных европейских городов, где после двух мировых войн уцелели не только признанные шедевры архитектуры, но и уникальная историческая рядовая застройка» – этими словами начинается каждая хроника (всего было снято более двадцати серий). Фильм должен был называться «Музей архитектурных ошибок». Но посчитали, что это слишком мягко; так появилась тема разрушений.
– Вы знаете, меня после этого фильма стали узнавать на улице, – рассказывает Михаил Золотоносов. – И обычные люди, горожане всячески нас поддержали. В среде же архитекторов мнения разделились. Понимаете, современная застройка в историческом центре – это наша общая беда. И я хочу, чтобы не было равнодушных. Плохую музыку можно не слушать. Плохую книжку – отложить в сторону. А что делать с плохим зданием, которое вдруг выросло среди классической архитектуры? Закрыть глаза и натянуть на голову капюшон?..
Так или иначе тема касается каждого.
– Я показала фильм своим друзьям из Москвы, – рассказала Марианна Баконина. – Они посмотрели и сказали: «Как-то уж очень вы жестоки». А потом поехали на экскурсию по городу. После чего все сошлись во мнении, что фильм достаточно мягкий….
справка «нв»
Некоторые адреса и здания, о которых рассказано в фильме «Петербург. Хроника разрушений»
• Казанская, 3, торговый центр «Империя». Здание из стекла и бетона. Проект архитектурной мастерской «Рейнберг и Шаров».
• 26-я линия Васильевского острова, 15, здание Товарно-фондовой биржи. Архитектор Дмитрий Ловкачев.
• Большой пр., П. С., 37, гостиница «Северная пальмира». Архитектор Евгений Герасимов.
• 8-я линия Васильевского острова, гостиница «Сокос». Архитектор Рафаэль Даянов.
• Владимирский пр., 23, бизнес-центр «Риджент-холл». Архитектор Петр Юшканцев.
• Московский пр., 97, гостиница «Холидэй Инн». Архитектор Рафаэль Даянов.
• Загородный пр., 37, жилой комплекс «Статский советник». Архитектор Михаил Мамошин.
• Почтамтская, 4, гостиница «Ренессанс». Архитектор Евгений Подгорнов.
• Большой Сампсониевский и Финляндский проспекты, 4, 6, 8, жилой комплекс «Монблан». Архитектор неизвестен, корректировщики проекта Святослав Гайкович и Сергей Орешкин.
• И так далее…
Эльвира Дажунц