«Будем реалистами!»
Директор Санкт-Петербургского международного кинофорума Мария Авербах считает: надо еще доказать, что к нам стоит привозить мировые премьеры
Фестиваль объединил несколько местных кинопраздников: фестиваль документальных фильмов «Послание к человеку», «Виват кино России!», студенческий – «Начало»… Зачем было собирать их под одной крышей? Чем новый кинофорум может быть интересен петербургским зрителям и западным кинематографистам? На эти и другие вопросы читатели «Невского времени» могут получить ответы до начала кинофорума, который стартует 21 сентября.
– Мария Ильинична, не все с восторгом восприняли идею объединения самостоятельных кинофестивалей – вместо пяти кинособытий мы получили одно большое.
– Да, конечно, было пять разных событий. Но не надо закрывать глаза на то, что за время пути все они потеряли некий драйв. Многие помнят, как когда-то на «Послании к человеку» желающие попасть буквально сносили двери. В прошлом же году он проходил, к сожалению, при неполных залах. И мне-то как раз кажется, что идея объединения – хороший стимул для обновления. В частности, в новом контексте, я надеюсь, будет более внимательный подход к принципу отбора фильмов для своих программ. Я знаю, что, например, «Виват кино России» приложил много усилий для того, чтобы отличаться от предыдущих фестивалей. И не только потому, что это будет юбилейный – двадцатый, – смотр, а именно потому, что надо шагать в ногу со временем. Надеюсь, что у них все получится. Может быть, и не сразу…
– К русскому кино есть интерес на Западе?
– Да, безусловно. И этот интерес велик. Я не раз была свидетельницей того, что, встречаясь с Кирси Тюккюлайнен (программный директор Санкт-Петербургского международного кинофестиваля, продюсер, киновед, дипломат, глава Международного отдела финского кинофонда. – Прим. ред.), которая также является прекрасным знатоком российского кино, европейские кинематографисты задают много вопросов о русском кино. Если люди задают вопросы, значит, интерес есть и он неудовлетворен…
– Но в Каннах который год именно для этой цели организуется «русский павильон». Почему он не дает должного эффекта?
– Не знаю. Так, видимо, организовано. У нас же зачастую срабатывают азиатские представления о том, как нам надо себя позиционировать. И это швыряние деньгами, якобы роскошные приемы настораживают и отвращают куда более скромных европейцев.
– Другая история – наша скверная репутация. А ведь как говорят британцы: «Нельзя дважды произвести первое впечатление».
– Да, к нам относятся настороженно. И поверьте мне, организация такого мощного мероприятия – это колоссальный труд. Нас все время не покидает ощущение, что мы вкатываем камни в гору. И признаюсь, этот страх отказа был, потому что в самом деле очень сложно принять решение и отдать картину на никому не известный кинофестиваль…
– Но тем не менее вам удалось собрать серьезные кинопрограммы. Каким образом?
– В первую очередь благодаря тому, что у нас есть Кирси Тюккюлайнен. Вот у нее как раз прекрасная репутация во всем мире, она очень известный фестивальный деятель.
– Место проведения тоже ведь козырь…
– И очень серьезный – кто-то из тех, кого мы приглашаем, уже был в Петербурге и мечтает приехать снова, кто-то не был никогда и, наоборот, мечтает наконец сюда попасть. Слава богу, нам хотя бы не надо объяснять, кто мы и где находимся… Рассчитывая, что в дальнейшем наши гости опять к нам приедут или на сарафанное радио, мы предусмотрели различные программы, призванные как можно более выигрышно показать наш город. Но сейчас я бы все-таки не стала забегать вперед. Пусть кинофорум в этом формате пройдет, мы проанализируем, что нам удалось, а что нет. Но я хотела бы сразу заметить: наивно предполагать, что мы сразу добьемся успеха на 100 процентов. Думаю, что это абсолютно нормально.
– Открытие международного кинофестиваля состоится во дворе Михайловского замка, как это и было заявлено в июне?
– Нет, увы. И это как раз к теме, что не все из задуманного может получиться. Мне очень нравится идея крытого зала во дворе замка, но его обустройство оказалось неподъемным для нас делом – и по деньгам, и по срокам. И все же в глубине души я эту идею не оставляю, надеюсь, что когда-нибудь она будет реализована, потому что в ней олицетворяется то самое смыкание истории и современности, которое давным-давно работает во всем мире.
– Где в таком случае состоится торжественная церемония открытия?
– В Театре Комедии. Мы так все придумали, что и Невский проспект будет задействован.
– В Питере нет подходящей презентационной площадки в отличие от Москвы, где те самые премьеры кино, о которых мы с вами говорили, в том числе с участием зарубежных звезд, проходят в подходящем для этого кинотеатре «Октябрь». Возможно, вопрос решится, когда в марте откроется кинотеатр «Великан» на Петроградской стороне.
– Да, это серьезная проблема. Ведь нельзя же подобные мероприятия проводить в торговых комплексах, остальные кинотеатры не обладают большими площадями. А, скажем, Михайловский театр, в котором два года подряд проходили главные события кинофорума, с точки зрения акустики совершенно не предназначен для кинопоказов.
– Говоря о том, что не все сразу получится, чего вы больше всего опасаетесь?
– Пустых залов. Нашего зрителя еще надо приучить ко многим вещам. И кинематографистов в том числе. Когда я была ребенком и подростком (Мария Авербах – дочь режиссера Ильи Авербаха, автора таких картин, как «Монолог», «Фантазии Фарятьева», «Голос». – Прим. авт.), помню, как все пытались попасть на премьеру в Дом кино, – народ валом валил на закрытые показы для своих. А сейчас это абсолютно исключено. Как-то я беседовала с директором кинотеатра «Аврора» Людмилой Григорьевой: почему бы нам не возродить традицию премьерного показа? Но Людмила Алексеевна убеждена, что никто из питерских кинематографистов не придет, – никому это не интересно. Почему? Я понимаю, что кинематографисты стали рабами своей востребованности. Если она есть, они пашут, света белого не видя. Если ее нет, они стараются где-то еще добыть работу. Но в Москве почему-то премьерные показы проходят с успехом. Под вспышки фотокамер собираются звезды – с женами, мужьями, подругами, детьми. Возникает ощущение некоего события. А в Петербурге такое ощущение, что никому ничего не надо.
– Я понимаю, вы хотите расшевелить анабиозных питерских коллег. А что касается рядовых зрителей? Не так давно один наш кинокритик скептически оценил возможности кинофорума, мол, интеллектуального зрителя в городе всего 5%. Вам тоже кажется?
– Нет, это не так. Во-первых, я не считаю, что наш кинофорум исключительно для интеллектуалов и синефилов. Во-вторых, я вообще не стала бы вот так свысока говорить о зрителях. Когда я занималась телепроизводством, постоянно интересовалась у так называемого простого народа, банальным образом в косметическом салоне делая маникюр, что он смотрит. И надо сказать, люди прекрасно видят халтуру, фальшь. Что же, они не видят плохо наклеенную бороду? Им не режет ухо плохо написанный диалог? Когда они видят, что история героев не продумана, разваливается на ходу, они, может быть, не могут красиво объяснить, что их раздражает, они просто оценивают: что это за бред?! Так что не надо прикрываться глупостью зрителя. Отечественные кинематографисты сами во многом виноваты, в том числе и в отсутствии интереса к ним нашего зрителя.
– Вы говорите, что программы кинофорума не ориентированы на интеллектуалов и синефилов. Что касается приоритетов «Послания к человеку» и «Виват кино России!» и студенческого фестиваля «Начало» – с ними уже давно все ясно. А вот новый Санкт-Петербургский международный кинофестиваль – лошадка темная. Какова его концепция?
– Этот вопрос вам, конечно, лучше всего бы адресовать Кирси Тюккюлайнен. Вместе с Алексеем Дунаевским (председателем отборочной комиссии кинофестиваля. – Прим. ред.) они долго обсуждали эту тему и решили избегать каких-либо рамок вообще. Они просто старались выбрать в кино разных стран лучшие истории, которых так не хватает нашим зрителям.
– Что называется, с человеческим лицом.
– Да. И это не значит, что в нашей программе сплошь комедии или хеппи-энды. Нет, это просто хорошее кино про людей, про их проблемы, их разочарования, их надежды…
– На Берлинском кинофестивале действует программа «Форум нового кино», основу которого составляют авангардные фильмы. На Каннском есть аналогичная секция «Особый взгляд»… Планирует ли Санкт-Петербургский кинофестиваль стать площадкой и для новаторского кино?
– Пока нет. Но это не значит, что в дальнейшем об этом не пойдет речь. Возможно, что и мы по примеру фестивалей-грандов будем открываться блокбастером, – кинофорум еще не сформировался окончательно. Идей самых разных много, но не хочется разбрасываться. Надо выделить задачу-минимум и стараться ее выполнить максимально хорошо. Сегодня для нас главным было составить хорошую программу основного конкурса.
– Для организаторов прежних двух кинофорумов было принципиально, что картины в нем участвовали не на основе конкурса, а на основе смотра на равных. А вы вернулись к традиционной фестивальной форме. Если для вас приоритет – привлечь зрителей на хорошее кино, так ли важно раздавать статуэтки?
– Конечно! Конкуренция, соревнование – это всегда интересно. А если у фестиваля уже сложившая репутация, то это является дополнительным стимулом для того, чтобы стремиться попасть в его конкурс. Это становится престижно. И потом, это же бизнес. Каннская «Золотая ветвь» не только прекрасно украшает кабинет, но и, извините за цинизм, автоматически повышает стоимость создателей картины-победительницы.
– Одно из основных условий фестивалей «класса А» – премьерный показ. Но в России любой фестиваль – это своего рода альтернативный прокат. Надо ли так бороться за премьеры в рамках Санкт-Петербургского международного кинофестиваля? В конце концов нам ведь не важно, вышла ли в прокат во Франции какая-нибудь турецкая картина…
– В том-то и дело. И потом давайте будем реалистами – пока нам надо еще себя зарекомендовать определенным образом, доказать, что к нам стоит привозить мировые премьеры. Так что пока идет речь о том, что фильмы, которые заявлены в нашем конкурсе, будут впервые показаны в России. И большинство из них до российского проката так и не дойдут, так что у петербуржцев есть уникальная возможность их увидеть именно на нашем кинофоруме.
Беседовала Елена Боброва. Фото Интерпресс