Полтора века – не возраст!
Сегодня Санкт-Петербургская консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова отмечает 150-летний юбилей
Юбилейная дата стала для учебного заведения поводом не только вспомнить лучших выпускников и встретиться с зарубежными коллегами, но и заняться реставрацией здания на Театральной площади. В процессе работ шедевр Владимира Николя раскрыл некоторые из своих тайн.
Важнейшая кузница кадров, святая святых и alma mater для многих поколений музыкантов, звезд классической сцены и успешных педагогов – Санкт-Петербургская консерватория вступила в праздничную пору. Сегодня на ее сцене состоится большой концерт, в котором выступят известные выпускники: заслуженный артист России Владимир Мищук (фортепиано), лауреаты международных конкурсов Олеся Петрова (меццо-сопрано) и Ольга Пудова (сопрано). Симфоническим оркестром студентов продирижирует народный артист России Юрий Темирканов.
Этим череда торжественных мероприятий не ограничится: вчера вечером в фойе Театра оперы и балета Консерватории уже состоялось открытие скульптуры американского мастера Миши Фрида «Лебединое озеро», преподнесенное в дар Консерватории, а 3 сентября здесь выступил блистательный пианист Григорий Соколов, обычно радующий наш город только одним, весенним, концертом в год.
В дальнейшей программе празднования – международный симпозиум «Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы» (20–22 сентября), большой общедоступный музыкальный марафон в Большом зале Филармонии 1 октября, фестиваль «Международная неделя Консерваторий» (2–10 ноября), Конгресс Ассоциации европейских консерваторий, Молодежный фестиваль хоровой, камерной и симфонической музыки (24–29 ноября), в ходе которого впервые после первого исполнения под руководством Петра Чайковского со сцены прозвучит оратория Антона Рубинштейна «Вавилонское столпотворение», и многое другое.
Но для тех, кого прошлое и настоящее города интересует больше самой классической музыки, самое «заметное», что будет происходить в Консерватории в связи с юбилеем, – это глобальная реставрация ее здания, которая рассчитана на 2,5 года. За это время планируется отремонтировать учебные части здания, закрывая его сегментами, перекрыть два внутренних двора, в одном из них обустроить библиотечный многофункциональный комплекс с фондохранилищем, а главное – восстановить церковь и реконструировать Большой зал (2,5 года он будет закрыт для публики). Заниматься всем этим будет Северо-Западная дирекция по реконструкции и реставрации, которой под эти цели выделяется 2,8 миллиарда рублей в рамках федеральной целевой программы.
Кое-что в плане ремонта сделано уже сейчас: чтобы достойно встретить 300 ректоров, которые приедут на юбилей вуза, был отремонтирован второй этаж, парадное лицо Консерватории, – как его называет Екатерина Товстенко, начальник административно-хозяйственного управления и капитального строительства Консерватории.
Сейчас в ее кабинете хранятся прелюбопытнейшие артефакты, обнаруженные при этой реставрации, которые она с удовольствием демонстрирует: оказалось, что пространство под полом второго этажа было заполнено в качестве строительного мусора… лепниной из Большого зала. Среди пыли и обломков к удивлению рабочих показалось лицо сатира! Также на этой «свалке истории» обнаружены газеты 1914 и 1946 года и, по всей видимости, сочинение об Илье Муромце – рваный и пожелтевший от времени листок не содержит информации о времени появления документа.
Театр оперы и балета за свою жизнь пережил несколько масштабных перестроек: изначально, еще до строительства Консерватории, на его месте располагался Большой каменный театр, первый музыкальный театр России. Он неоднократно горел и наконец был по приказу Александра III разобран и перестроен – так в 1896 году появилось здание Консерватории. Довольно скоро, в 1912 году, его вновь перестроили – в ту пору он был очень похож на своего «меньшего» брата – Малый зал Консерватории им. А.К. Глазунова. Однако он был недостаточно удобен для публики, в нем не было повышения пола к задним рядам, да и состояние после войны оставляло желать лучшего, и в 1965-м его вновь перестроили. Так появился зал в том виде, в котором мы его знаем, – со сценами из «Снегурочки» и «Садко» по боковым стенам.
– Для тех лет это был очень современный театр, – продолжает Екатерина Товстенко. – А сейчас он, к сожалению, выглядит как обыкновенный дом культуры. Но как бы ни ругали реконструкцию 1960-х, до сих пор японские и немецкие специалисты, которые приезжали в Петербург в 2004 году и в прошлом году, хвалят его акустику.
Как будет выглядеть Театр оперы и балета после реконструкции, пока не решено. По мнению проректора по научной работе Консерватории, доктора наук, профессора
Натальи Дегтяревой, его следует вернуть к облику 1912 года, однако, по словам Екатерины Товстенко, это невозможно. И требования Комитета по государственному использованию и охране памятников истории и культуры накладывают значительные ограничения.
Другой крупный проект, который планируется осуществить в ходе реконструкции Консерватории, – это воссоздание храма Рождества Пресвятой Богородицы. Он просуществовал в здании до 1965 года, правда, церковная утварь была вывезена в Никольский собор несколько ранее – в 1933-м. Сейчас от храма осталась только часовня на втором этаже (раньше на ее месте располагалась алтарная часть). Там сейчас проводятся занятия кафедры древнерусского певческого искусства и иногда – богослужения. Память о храме хранит и третий этаж Консерватории – в одном из его классов на третьем этаже на стенах и потолке хорошо видны фрагменты фресок. Раньше второй и третий этажи формировали единое пространство церкви, которое теперь планируется восстановить, если нынешний читальный зал библиотеки удастся перенести со второго этажа в новое здание во дворе.
В общем работы в связи с юбилеем предстоит еще много. Главное, шутят в Консерватории, чтобы обошлось без жертв, ведь, как известно, обследуя здание Большого каменного театра в 1813 году, упал и скончался знаменитый зодчий Тома де Томон. К счастью, в наше время специалисты такого уровня работают над объектами с большей дистанции. А может, и к сожалению.
из истории петербургской консерватории
Старейшая консерватория России была основана Антоном Рубинштейном в 1862 году на базе классов Русского музыкального общества. Он же стал первым профессором по фортепиано. Первым выпускником Консерватории по классу композиции стал Петр Чайковский, окончивший ее в 1865 году с большой серебряной медалью. С 1871 по 1908 год в Консерватории на кафедре теории композиции и инструментовки преподавал Николай Римский-Корсаков. С 1905 по 1928 год ректором был Александр Глазунов. Здание, в котором ныне находится учебное заведение, было построено Владимиром Николя в 1896 году с использованием фундамента и стен Большого каменного театра. Среди знаменитых выпускников петербургской Консерватории – Сергей Прокофьев, Анатолий Лядов, Дмитрий Шостакович, Владимир Софроницкий, Яша Хейфец, Мария Юдина, Елена Образцова, Сергей Слонимский, Валерий Гергиев и многие другие.
Алина Циопа