Северо-Запад

«Колокольным звоном лечат душу»

20 сентября

Одним из завершающих аккордов Первого молодежного крестного хода (о нем «НВ» писало 01.08.2012) было освящение колоколов восстанавливаемого Никольского храма в селе Сура Пинежского района Архангельской области. Каково же было удивление авторов этих строк, что там, на родине легендарного звонаря современности Ивана Данилова, монтажом звонниц занимался Александр Иконников, звонарь-инструктор Международного центра колокольного искусства, располагающегося в Петербурге, в Александро-Невской лавре.

– Александр, где Питер, а где Сура! Каким образом вы здесь оказались? Не по объявлению же: «Требуются звонари»!

– Каждая школа звонарей, а их в России не так много, сама себе делает рекламу, делом доказывая, что она лучше, чем другая. Сейчас, слава Богу, начинают любить специалистов. Еще лет пять, десять, пятнадцать, двадцать назад специалистов ненавидели. Приходили люди с определенными навыками, почти за бесплатно выполняли работу. Приходили другие – переделывали. И так не по одному разу. Они не требовали уважения к себе, ничего не требовали, кроме денег. А сколько в то время специалистов от нищеты ушло из профессии! Кушать-то и самому нужно, и семью кормить…

А сейчас, имея в арсенале 3D-моделирование, рассчитывается не только высота колокольни, но и материал, из которого она должна быть сложена, внутренние ее размеры, ландшафт вокруг.

– И не является ли «Владимирский пассаж» помехой в распространении колокольного звона храма Владимирской иконы Божией Матери? 

– Нет, здание «Владимирского пассажа» находится ниже уровня звона. Сейчас в городах мы ушли от того, чтобы колокольный звон распространялся как можно дальше, и пришли к тому, что он должен как можно сильнее воздействовать на проживающих вблизи храма людей. Это раньше старались отливать большие колокола, чтобы мощнее и дальше разносился звук. 

– Возможно ли с помощью современных технологий восстановить Царь-колокол?

– Предпринимались попытки разработки проектов его восстановления, но они не увенчались успехом. Думаю, что на сегодня ни у одного из предприятий, если оно вдруг затеет такой эксперимент, сразу ничего не получится. Нужен опыт, даже не десятилетий. Честно скажу: мы льем колокола уже больше 20 лет, но такого звучания, как у старинных колоколов, не достигли.

– Может быть так: колокол отлит, не понравилось звучание, отправили в переплавку? 

– Бывает. Это не что-то из ряда вон выходящее, такая традиция – давнишняя. Если заказчику колокол не нравился, его уничтожали и отливали новый.

– Но заказчик может ничего не понимать ни в колоколах, ни в колокольном звоне! Наверное, должна быть какая-то профессиональная экспертиза.

– Сейчас есть служба экспертов – это и наше предприятие, и не только наше, недостатка нет ни в экспертах, ни в экспертизе – чисто музыкальной, технической или специальной, колокольной. Но раньше такого не было. И не было понятия «мелодичный звон». Было понятие «благозвучие». А для того чтобы определить, благозвучно звучит колокол или нет, не надо консерваторского образования. Достаточно иметь ухо. Мы должны помнить, что русский звон – это в первую очередь не мелодика, это ритмика. Открою вам большой секрет. Очень многое из голоса колокола мы не слышим. То, что находится за пределами восприятия человеческого. Обертоны достаточно низкие, но их много. Колокол – русский феномен, только наши колокола на сегодняшний день издают такое множество звуков. Известный дореволюционный звонарь-виртуоз, теоретик русского колокольного звона Константин Сараджев различал до двух тысяч обертонов в звучании одного колокола.  

– Нам доводилось слышать, что колокольным звоном можно лечить людей от хронического пьянства…

– Для гадалок, для модных теперь магистров околовсяческих наук и им подобных – да! Сам по себе колокольный звон – это вибрация. Сам по себе колокол – это всего лишь металл. Колокол, стоящий на земле, можно потрогать, постучать по нему – ничего не изменится. Но как только мы поднимаем колокол на колокольню, это уже голос Божий. Поэтому, естественно, по благодати, по благословению как бы Божиему и происходят исцеления. Говорят: «Господь коснулся!» А как он коснулся? Может коснуться через икону, через человека, через молитву. Через колокольный звон. Я бы не рисковал говорить: колокольный звон лечит! Правильнее, наверное, сказать: облегчает! Облегчает решение проблемы. «По вере вашей да будет вам…» У семинаристов была традиция – в дни сессии перед экзаменами класть голову на колокол сразу после звона, они уверяли: просветляет мозг. Совсем недавно в Москве я ударил в колокол и приложился к нему. Ощущение – будто тебя всего наизнанку вывернуло! Поэтому скажу так: колокольный звон болезни, может быть, и не лечит. Но устраняет симптомы. Если понимать, что у всех наших болезней в первую очередь духовные корни, сомнений в том не будет. А вот душу колокольный звон лечит, это точно. В старину бесноватых лечили колокольным звоном. Сейчас вряд ли кто этим займется. Потому что духовная составляющая человека в современной России ничтожно мала.

Материалы подготовили Константин Глушенков, Владимир Желтов. Сура – Веркола – Петербург
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Ясно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь