Кому угрожает К-27?
Советскую атомную субмарину, затопленную на небольшой глубине, могут поднять и утилизировать
О возможности поднять затопленную у берегов Новой Земли российскую атомную субмарину К-27 заявили участники завершившейся норвежско-российской экспедиции к архипелагу, которая на днях вернулась в Архангельск. Этот исследовательский поход, инициатором и спонсором которого отчасти выступило скандинавское королевство, стал первым за 18 лет посещением норвежской стороной атомного могильника российского ВМФ в районе Карского моря.
Активная фаза работы экспедиции у Новой Земли заняла неделю – гораздо больше времени ушло на двойной заход в норвежский порт Киркенес и прохождение всех необходимых формальностей: часть карт похода является секретной. В состав экспедиции вошли по семь представителей России и Норвегии, а также эксперты Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ). Были взяты многочисленные пробы воды, грунта, а также морских организмов – борт небольшого научно-исследовательского судна «Иван Петров» по приходу в Архангельск оказался буквально заставлен ящиками с пробами и надписями на норвежском языке. Однако, по словам начальника экспедиции, генерального директора НПО «Тайфун» Вячеслава Шершакова, главный результат экспедиции – полное отсутствие экологических сенсаций.
– Ситуация с радиационным фоном в районе нахождения лодки стабильная, никаких изменений со времени нашего последнего посещения нет. То есть уровень фона гораздо ниже уровней, которые существуют по нормативам. Мы произвели также видео-съемку лодки со всех сторон. В принципе, поднять ее вполне возможно, – рассказал корреспонденту «НВ» Вячеслав Шершаков.
По его словам, участие в экспедиции иностранной стороны, тем более оплачивающей часть расходов, только приветствовалось. Россия заинтересована в развенчании экологических мифов о нашей стране, столь распространенных сегодня на Западе, и подобная совместная экспедиция вызовет куда больше доверия в мире.
Впрочем, пока в качестве самой заинтересованной стороны в вопросе о возможном подъеме лодки на поверхность выглядит именно Норвегия. Накануне экспедиции в норвежской прессе активно обсуждался вопрос радиоактивной угрозы, которую представляет российская атомная субмарина, а также высказывалась готовность иностранной стороны помочь с ее поднятием. Представители северного королевства были намерены попасть в район Новой Земли еще в прошлом году и сетовали российским властям на бюрократические препоны. Вопрос дальнейшей судьбы К-27, которую выходящий на английском и русском языках норвежский информационный портал Barents Observer назвал «потенциальной радиоактивной бомбой замедленного действия», даже обсуждался в Петербурге на совещании норвежско-российской комиссии по сотрудничеству в области ядерной и радиационной безопасности. Правда, не совсем ясно, в чем именно заключается угроза, исходящая от лодки, захороненной за пару тысяч миль от побережья Норвегии. Кстати, по данным норвежской стороны, в общей сложности в Арктике было затоплено 17 тысяч контейнеров с твердыми радио-
активными отходами, а на дне Карского моря развалившаяся «империя зла» скрывает ныне 16 реакторов.
– Ответственность за подъем лодки будет лежать на России, но мы готовы сотрудничать по вопросам промежуточных исследований и оценки риска, – заявил еще во время работы экспедиции статс-секретарь МИД Норвегии Тургейр Ларсен, уточнив, что возможность норвежского вклада в проект всегда остается открытой.
Основным поводом для беспокойства является то, что субмарина затоплена не на больших глубинах около 3 километров, как это практикуется ныне по международным конвенциям, а в достаточно узком заливе-«фьорде» имени Степового острова Южный архипелага Новая Земля на глубине около 30 метров. По словам российских ученых, такая близость лодки к поверхности сильно упрощает контроль за ее состоянием. К слову, неподалеку также активно захоранивались контейнеры с твердыми радиоактивными отходами и отработавшие реакторы. Однако сегодня, в период арктического потепления и грядущей активной разработки арктического шельфа – в том числе и норвежскими компаниями, – состояние захоронений вызывает опасения.
Примечательно, что половина проб, взятых в заливе Степового, будет направлена на обработку и анализ в Норвегию. Судя по всему, северные соседи либо не слишком доверяют российским коллегам и их анализу итогов экспедиции, либо планируют найти в образцах новоземельской воды и грунта некую пользу для себя. А К-27, даже если и будет поднята, несмотря на всю свою историчность для российского флота, кораблем-музеем не станет и отправится в металлолом.
справка «нв»
Российская атомная подводная лодка К-27, ставшая уникальным для своего времени кораблем, на котором в качестве теплоносителя использовался жидкий металл, и неофициально называемая современниками «Золотой рыбкой», была введена в строй в 1962 году. Субмарина с двумя ядерными реакторами на борту стала исторической для российского флота, побив рекорд дальности и длительности автономного похода. Однако 24 мая 1968 года на ее реакторе произошла атомная авария, унесшая жизни девяти членов экипажа. Тем не менее еще более десяти лет подлодка находилась в составе ВМФ СССР, а в 1982 году была со всеми необходимыми процедурами консервации затоплена у берегов Новой Земли.
Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельской области