«Лучше играть, чем отдыхать»
Знаменитый спортсмен, первая ракетка России и просто хороший парень Михаил Южный в Петербурге пользуется особой популярностью. Он – настоящий любимец петербургских поклонников тенниса.
– Вы с 1998 года играете на St. Petersburg Open. Почему?
– Да, я всегда говорил, что этот турнир для меня особый. Он стоит особняком в моей карьере. Мне нравится организация, публика, атмосфера, которая всегда царит в Петербургском СКК. Да и город не может оставить равнодушным. Каждый приезд сюда вызывает чувство восторга.
– В этом году турнир как никогда слаб по своему составу…
– Да, состав стал другим. Но это во многом из-за того, что перенесли сроки турнира. Если вы посмотрите эту же неделю в предыдущих годах в других городах – Бухарест, Метц, то там тоже примерно такой же состав был. Играют либо местные ребята, либо теннисисты, которые находятся в конце первой сотни. Это, наверное, одна из самых тяжелых недель для проведения турниров. До нее был US Open и матчи Кубка Дэвиса, после пройдет серия турниров в Азии. Так что в этом составе ничего страшного нет, через два года, когда в Питере будут другие сроки, сюда снова будут приезжать лучшие игроки.
– В связи со слабым составом делали ли ставку именно на этот турнир, ведь очки за победу остались теми же?
– Никогда не знаешь, какой соперник легче, какой трудней. Да, в Петербурге не было топовых игроков, но тем не менее любой теннисист, входящий в первую сотню, может преподнести сюрприз. Здесь это тоже подтвердилось – смотрите, сколько сеяных проиграло в первом круге.
– Одним из плюсов нового срока проведения турнира по сравнению с прошлыми годами, наверное, стала погода в городе на Неве?
– Да, погода действительно радует. До этого я приезжал в Питер только в конце октября, когда с неба падал то ли снег, то ли дождь. Сейчас погода была совсем другая: 15 градусов, золотая осень – шикарно.
– Создает ли трудности переход с открытых кортов в закрытые и обратно?
– Впереди у меня турниры в Пекине и Шанхае, которые пройдут на воздухе, то есть я опять уйду из зала. Конечно, лучше составлять календарь так, чтобы не было этих перемещений. Но когда складывается так, как сейчас в Петербурге, – а это турнир, который я люблю, родной, домашний, – приходится жертвовать удобствами.
– Многие теннисисты жалуются, что покрытие в этом году в СКК очень «медленное», почти как грунт…
– Думаю, покрытие такое же. Просто до этого мы приезжали в Питер, уже отыграв ряд турниров в зале, где медленные покрытия. А сейчас, например, я приехал прямо с US Open, где корты очень «быстрые». Естественно, в сравнении с ними здесь покрытие кажется «медленным».
– Из всех турниров в Петербурге, в которых вы выступали за 12 лет, какой запомнился больше других?
– Петербург всегда дает положительные эмоции, болельщики создают теплую атмосферу каждый год. Я бы не стал выделять какой-то один турнир. Каждый по-своему был тяжелым, каждый по-своему хорош.
– Почему все-таки не удалось переиграть словака Мартина Клижана и выйти в финал?
– Наверное, сказалось, что мне пришлось слишком долго отыгрываться – и по ходу первого сета, и в третьем. На первом из двух тай-брейков мне удалось сыграть удачно, а во втором я очень не вовремя допустил двойную ошибку, после чего соперник сыграл хорошо и довел матч до победы.
– Если ли не секрет, почему вы не принимаете участия в московском турнире – Кубке Кремля?
– Никакого секрета здесь нет. Просто дело в отношении организаторов турнира к игрокам. В Петербурге очень тепло ко мне относятся. Они пригласили меня еще заранее, когда я только планировал свой календарь. Что касается Москвы, то на протяжении всего этого года никто не вышел на связь, не узнал о моих планах, не спросил, хочу ли я сыграть.
– Сборная России по теннису недавно впервые потеряла место в мировой группе Кубка Дэвиса.
– Я бы не хотел сейчас давать какие-то комментарии по этой теме. Эта ситуация требует отдельного обстоятельного разговора, который я не хотел бы начинать во время моего выступления на турнирах.
– Вы отлично выступили на Уимблдоне, почему же на Олимпиаде в Лондоне, которая проходила на тех же кортах, проиграли в первом же круге?
– Да, Олимпиада была достаточно близка по времени с Уимблдоном. Но так получилось в этом сезоне, что пик моей формы на тот момент пришелся на турнир «Большого шлема». Наверное, любой вам скажет, что пик формы нельзя держать целый месяц, дальше обязательно следует спад. А Олимпиада стояла через три недели после Уимблдона и попала на тот момент, когда у меня был спад. Хоть трава и корты были теми же, значения это не имело, так как я был уже не тот.
– На Олимпиаде вы сыграли в смешанном разряде с Еленой Весниной. Игра в миксте сильно отличается от пары?
– Я вообще первый раз играл в миксте. От пары отличается сильно, чтобы приспособиться, нужно время. Пока я все же не планирую играть миксты, которые проходят только на турнирах «Большого шлема». Хотелось бы все-таки играть в одиночном разряде.
– Как проводите свободное время между матчами, турнирами?
– Его не так много. Какой-то специальной программы нет. Вот здесь, в Петербурге, к примеру, есть часа два после матчей. Можно походить, посмотреть город, а больше ничего не успеть. Иногда могу почитать книгу. Но все зависит от настроения, когда хочешь читать, когда нет. По мне – лучше играть, чем отдыхать.
– В мире мужского тенниса идет дискуссия – играть три сета вместо пяти или увеличивать призовые. Вы за что?
– Лучше играть три сета и увеличивать призовые. (Смеется.)
– Этот сезон для вас складывается неплохо. Или рано подводить какие-то итоги?
– Сезон пока не закончен. Еще много турниров – почти всю осень играть. После Питера у меня неделя паузы, потом такая двойная связка Пекин – Шанхай. Затем я заявился на турнир в Стокгольме, а после – Базель и Париж. Если физическая форма позволит, я бы хотел сыграть на всех этих турнирах. Но загадывать ничего не могу и итоги подводить пока рано и совершенно неправильно. Сами понимаете, бывает отличное начало, по ходу сезона все хорошо складывается, но затем может последовать неудачная концовка. Или, наоборот, сезон кажется провальным, но его финиш получается очень хорошим и вроде бы все неплохо. Невозможно подвести итоги посередине пути.
– Но все же этот сезон для вас складывается лучше, чем предыдущий…
– Я не сторонник сравнивать сезоны. Прошлый, конечно, назвать удачным нельзя. И сравнивать с ним нынешний – некорректно. Вот если бы прошлый год был успешным, вот тогда да. А сейчас хоть и очков набрал больше, забегать вперед не будем, сезон продолжается.
– Скоро исполняется ровно десять лет вашей знаменитой победе над французом Полем-Анри Матье в финале Кубка Дэвиса. Часто вспоминаете тот матч?
– Матч с Матье вспоминаю, но не могу сказать, что часто. Пока играю, нет такого, что вспоминаешь прошлые матчи. Хотя, конечно, можно сказать, что та игра стоит особняком.
– Не думали, как сложилась бы ваша карьера, проиграй вы тот матч?
– Не хочу гадать. В Кубке Дэвиса играешь за сборную страны, на остальных турнирах – за самого себя. Вот если бы я выиграл тот матч, а следующий год закончил бы в первой пятерке – тогда можно было бы сказать, что выигрыш у Матье серьезно повлиял на мою карьеру. Каждый год у тебя появляется что-то новое и не хочется постоянно возвращаться назад, смотреть, что было бы, если…
Беседовал Феликс Шифрин. Фото Интерпресс