«Ненецкому округу не завидую. Там холодно»
Как губернатор Архангельской области Игорь Орлов пытается избавить регион от долгов и почему он делает ставку на строительство
Решение поехать в Архангельскую область возникло у меня после смены губернатора. Дело в том, что во время предыдущей поездки в край «доски, трески и тоски», осенью 2010 года, я почувствовал резко негативное отношение к тогдашнему губернатору Поморья Илье Михальчуку и со стороны населения, и со стороны бизнеса…
Коммерсанты из Якутии, откуда прибыл сам Михальчук со своей управленческой командой, получали почти все выгодные бюджетные заказы (особенно в строительстве), а зарплата молодых врачей и учителей редко превышала 8–10 тысяч рублей. Прожиточный же минимум в суровом и скудном ресурсами краю, с его высокими ценами на все, был определен в неадекватные 7,5 тысячи рублей. Между тем традиционные локомотивы поморской экономики – рыболовство и лесопромышленный комплекс – находились в глубоком кризисе.
И вот захотелось узнать: изменился ли деловой и социальный климат с приходом во власть человека, который проработал в Поморье 20 лет. Причем проработал не во власти, а в промышленности.
Конечно, у «НВ» как у газеты, представляющей весь Северо-Запад России, есть свой собственный корреспондент и в Архангельской области. Но ведь иногда полезно посмотреть на вещи и посторонним, незамыленным, что называется, взглядом.
В сегодняшнем развороте представлено не только интервью с главой региона, вступившим в должность в феврале этого года, но и мои путевые заметки. А выводы? Выводы делайте сами.
– Игорь Анатольевич, вы сделали не типичную для губернаторов комсомольско-партийную или «силовую» карьеру, а все 24 года после окончания Ленинградского института авиационного приборостроения и до назначения на губернаторскую должность проработали «технарем» в оборонной и автомобильной промышленности. Скажите как выпускник ЛИАПа: почему в России так часто стали падать космические аппараты и ракеты?
– Неожиданный для губернатора вопрос… Но отвечу. Я много лет проработал в системе оборонного заказа и застал советские времена, когда к качеству всего и вся предъявлялись жесточайшие требования на каждом этапе изготовления танка, ракеты или подлодки. Военная приемка была важнейшим элементом. Но после распада СССР мы резко сократили звенья военной приемки. А на некоторых предприятиях оборонного комплекса экономия фонда оплаты труда произошла за счет служб технического контроля. Кроме того, резко сократились вложения в науку. Мы попытались перепрыгнуть из советской системы в международную систему менеджмента качества, но при этом прыжке у нас что-то из кармана выпало – инструментарий, методология. Кроме северодвинской «Звездочки» я успел поработать на калининградском заводе «Автотор», который производит знаменитые марки западных автомобилей. Система менеджмента качества там близка к советской. Контроль осуществляется на каждом этапе работы конвейера, а на заключительном этапе, на сборочном конвейере, добавляется еще один аудит. Помимо этого, на завод периодически заглядывают проверки внешнего аудита. Скажите, когда последний раз так серьезно проверяли качество продукции хотя бы на одном из предприятий по кооперации производства ракет в России?!
– Вы 20 лет проработали на закрытом судоремонтном заводе «Звездочка», в 40 лет стали заместителем генерального директора по экономике и внешнеэкономической деятельности, но четыре года назад вдруг сорвались в далекий и незнакомый Калининград…
– Мне предложили возглавить судостроительный завод «Янтарь», а должность генерального директора для амбициозного руководителя – это повышение по сравнению с креслом заместителя. Я проработал по контракту на «Янтаре» три года, завод заметно улучшил свои показатели, однако акционеры известили меня, что контракт продлеваться не будет. В день окончания контракта я отчитался перед советом директоров, а вечером того же дня мне позвонил председатель совета директоров «Автотор-Холдинга» Владимир Иванович Щербаков и предложил стать директором по производству компании «Автотор». Так начался резкий поворот в моей карьере, который неожиданно продолжился звонком из администрации президента России с предложением возглавить Архангельскую область.
– Долго раздумывали?
– Должность губернатора в сложном регионе – это хороший мужской вызов. Этот вызов я принял.
– А есть ли люди, которым администрация президента предложила стать губернатором, а они отказались?
– Я таких не знаю.
– Игорь Анатольевич, какое наследство оставил вам предшественник Илья Михальчук? Я, например, знаю о значительных объемах незавершенных объектов строительства, с ревизии которых вы начали губернаторскую деятельность…
– Мне было поручено возглавить огромный регион с огромными ресурсами и возможностями, но в моем представлении он не управлялся как единый организм. Сказать, что мне досталось что-то ужасное, не могу, так как знаю не так много регионов, где ситуация лучше, чем в Архангельской области. «Средняя температура по больнице» в регионах России, по моему мнению, такова, что лечить надо многих. Что же касается Поморья, то система управления в регионе не была отстроена, хотя имелось много хороших начинаний и идей в строительстве, энергетике, лесной отрасли, дорожном хозяйстве. Но в любом хорошем деле главное – не начать проект, а довести его до конца. В силу ряда обстоятельств результат в регионе не получался нигде, начиная от строек и заканчивая дорогами.
– Что вы начали менять в системе управления?
– Регион – это единый механизм. Если мы не проложим нормальную дорогу, то не сможем привезти недорогие стройматериалы – и жилье так и останется недоступным. Не будет решена проблема развития водного транспорта, начнут заиливаться реки – и это приведет к стагнации деревень и поселков вдоль этих рек. И так далее.
Когда новое правительство Архангельской области изучило состояние дел, мы решили сосредоточиться на тех направлениях, которые могут эффективно заработать в ближайшее время. В перечень самых приоритетных попало строительство, так как это не только новое жилье, но и новые рабочие места в смежных отраслях. Но региону сегодня нужны новые технологии в строительстве – чтобы сбить цену на жилье. Квадратный метр в Архангельске стоит 55–60 тысяч рублей. Это едва ли не круче, чем в Питере, хотя средняя зарплата в нашем регионе, несмотря на северный коэффициент, невелика – 25–27 тысяч рублей. При этом, имея репутацию лесной столицы России и свои строительные ресурсы, мы на 90 процентов работаем с ресурсами завозными. Давно настало время создавать предприятия по производству стройматериалов в Поморье, и мы направим управленческие усилия, чтобы привлечь сюда инвесторов.
Другое ключевое направление деятельности новой администрации – это развитие транспортной системы, которая приблизит регион к центральной части России. Особое значение для экономики Поморья имеет железнодорожный транспорт.
– Наверное, вы имеете в виду «Белкомур» – железнодорожную ветку Белое море – Коми – Урал. Ведь эта новая дорога позволит вывезти с территории Коми к портам Белого моря богатые природные ресурсы региона и сократить транспортное плечо от Урала до Архангельска сразу на 500 километров…
– Вот видите, у меня на столе всегда под рукой лежит папка «Белкомур». (Губернатор поднимает папку и заметно оживляется. – Прим. авт.)
– Ваш предшественник Илья Михальчук говорил мне, что «Белкомур» попал в федеральную целевую программу, но строительство магистрали начнется только после окончания зимней Олимпиады в Сочи…
– Да причем тут Сочи! Если следовать этой логике, то за хлебом можно идти только тогда, когда купишь масло. Сегодня проект находится на повышенной волне интересов Министерства транспорта России. Ведь мощностей Северной железной дороги уже недостаточно, чтобы загрузить порты Петербурга, Мурманска и Архангельска. На днях в Минтрансе состоялось совещание, на котором присутствовали глава Республики Коми Вячеслав Гайзер и я. Главный итог встречи – до конца 2012 года проект «Белкомур» получит статус государственного. В 2013 году начнется прокладка полотна протяженностью 715 километров, 170 километров из которых пройдет по территории Архангельской области. Завершение «Белкомура» даст автоматический импульс для строительства в Архангельске глубоководного морского грузового порта. Ввод стратегической ветки намечен на 2018 год. Стоимость проекта в ценах текущего года составит 176 миллиардов рублей.
– Кстати, о миллиардах. С какими долгами вы приняли дела от прежней администрации?
– Внутренний долг Архангельской области в начале 2012 года составлял 18 миллиардов рублей при доходной части консолидированного бюджета в 61 миллиард. Но за восемь месяцев работы новой команды долг сократился до 15 миллиардов. Мы получили в наследство разбалансированный бюджет со стремительной потерей налоговой базы. Вот почему все министерства региона уже сформулировали свои инновационные планы, так называемые дорожные карты: план действий с конкретными датами реализации. Только так мы создадим инвестиционную привлекательность Поморья, быстрее отдадим долги.
В ближайших планах новой администрации – создание в Поморье новых предприятий и бизнесов. Но инвестиции пойдут только туда, куда можно доехать, поэтому необходимо строить дороги и мосты. Для пополнения налоговой базы мы обязаны создать инвесторам самые комфортные условия, предложить им свои природные ресурсы, в первую очередь лес и землю. При этом администрация намерена упорядочить доходы и расходы бюджета, не снижая социальных обязательств перед людьми. Но социальные обязательства должны быть предельно адресными, льготы нельзя размазывать ровным слоем.
Администрация Архангельской области, например, всем ветеранам труда выплачивает ежемесячное пособие около 500 рублей. Его получает, скажем, и тот, кто моложе 50 лет, вышел на пенсию по льготной схеме и зарабатывает в бизнесе по 100 тысяч в месяц. Это неправильно. До конца текущего года мы закончим ревизию социальных программ, приведем в чувство социальные обязательства и поймем – где и в какой степени следует экономить.
– Игорь Анатольевич, два года назад аналитики «Клуба регионов» поставили Архангельскую область на предпоследнее место среди субъектов РФ по финансовой эффективности управления регионом. Знакомы ли вы с этой оценкой?
– Я не считаю нужным отвечать на вопросы, относящиеся к 2010 году. Кроме того, подобные рейтинги – штука лукавая и не всегда объективная. Если же говорить о финансовой эффективности нашего управления Архангельской областью, то объем долга снижается, доходность бюджета растет. Растут и средние зарплаты в регионе. В 2012 году увеличилась добыча полезных ископаемых, выросли объемы в строительстве, лесной промышленности, даже в сдаче социального жилья. И надо быть объективным – многие из этих успехов заложены прежней администрацией. Теперь же важно, чтобы деньги, инвестированные несколько лет назад, как можно быстрее начали работать. Только полная ликвидация незавершенных объектов может дать максимальный экономический эффект.
– Судостроительный кластер на Севере, вершиной которого станут северодвинские заводы «Севмаш» и «Звездочка», как говорится, на выходе. Их производственная программа, которую финансирует федеральный бюджет, сверстана на годы вперед, люди обеспечены стабильной и высокой зарплатой. Довольны ли вы как человек, отдавший «Звездочке» почти 20 лет, и как действующий губернатор Поморья?
– Безусловно. Стабильный государственный заказ, новые дороги в Северодвинске, новые кадры, которые будет ковать Арктический университет, и не только для судостроительной отрасли, – все это радует. Но финансирование проекта идет не только из федерального бюджета, хотя его доля очень велика – свыше 90 процентов. Но что такое судостроительный кластер в Поморье без хлеба, магазинов, спортивных комплексов и социальных объектов? А это – социальная и финансовая ответственность региона.
– Не завидуете ли коллеге-губернатору из Ненецкого автономного округа? Ведь в НАО, в отличие от Архангельской области, есть весомые залежи нефти и газа. При этом администрация Поморья осуществляет там ряд социальных полномочий, а округ при этом имеет «сепаратную» экономику, оставляет почти всю прибыль у себя…
– Мы живем по законам Российской Федерации, где НАО является самостоятельным субъектом, в котором Архангельская область исполняет ряд бюджетных полномочий в медицине, образовании, социальной сфере. Но наш регион получает за это субсидии из федерального бюджета. Другое дело, что в соседних регионах разный уровень доходности, поэтому возможностей для привлечения инвестиций, финансирования социальных проектов у соседей побольше. Теперь о зависти… А чему завидовать? В Ненецком округе холодно, у них нет дорог в Центральную Россию, в Нарьян-Мар можно добраться только самолетом. А у нас сел в машину в Архангельске – и через 15 часов ты уже в Москве.
– Зато там доходы на душу населения выше…
– А расходы на продукты, а полгода полярная ночь, а тундра, а отсутствие растительности?
– С кем из губернаторов дружите?
– Дружба создается годами, а не должностями. У нас в СЗФО есть хорошая губернаторская площадка для обсуждения проблем и координации действий – встречи в полпредстве. Чаще всего общаюсь с «сокурсниками», которые были назначены на должность в конце 2011-го – начале 2012 года: губернаторами Вологодской, Мурманской и Ленинградской областей, главой Карелии. У новичков схожий опыт руководства регионом и схожие проблемы. Кроме того, мы все почти ровесники – родились в 1960-х годах…
– А губернатор Псковской области Андрей Турчак, который родился в 1975 году, но руководит регионом уже четыре года, для вашего «выпуска» скорее аксакал…
– Выходит, аксакал.
досье «нв»
Игорь Анатольевич Орлов родился в 1964 году в Донецкой области. После окончания в Ленинграде Института авиационного приборостроения распределился электромонтером на судоремонтный завод «Звездочка» в Северодвинск Архангельской области. С небольшими перерывами (несколько лет в проектно-технологическом бюро «Онега» в том же Северодвинске) Орлов служил на «Звездочке» до 2008 года и дорос до должности заместителя гендиректора по экономике и внешнеэкономической деятельности. В 2008–2011 годах руководил калининградским судостроительным заводом «Янтарь» и был директором по производству автосборочного предприятия «Автотор-Холдинг». С 3 февраля 2012 года – губернатор Архангельской области.
Беседовал Сергей Тачаев