«Сколково – это идеология, а не территория»
Так считает Жорес Алферов, сопредседатель Консультативного научного совета фонда «Сколково», лауреат Нобелевской премии
– Жорес Иванович, почему Сколково решило провести такую конференцию именно в Минске?
– В этом году мы проводим выездные заседания нашего совета в различных городах. В марте – в Берлине, чтобы ознакомиться с технопарком. В мае – в Академгородке в Новосибирске, чтобы показать западным коллегам потенциал Сибирского отделения. И вот теперь в столице Белоруссии. Моя идея выездных заседаний связана с тем, чтобы показать научный потенциал этих городов.
Почему именно Минск? Основная задача, для решения которой создан Сколковский научный центр, и почему я согласился быть сопредседателем этого центра, – диверсификация экономики и возрождение высокотехнологичных отраслей промышленности. Россия это может и должна делать вместе с Белоруссией, потому что она в отличие от остальных постсоветских республик сохранила высокотехнологичные отрасли промышленности и наука этой страны востребована не только мировым сообществом, но, что самое главное, собственной экономикой. Думаю, демонстрация научного потенциала Белоруссии важна и для Сколково, и для России, и для всего мира. Мы только выиграем, используя научно-технический потенциал нашего соседа. Сколково – это не пригород Москвы, а определенная идеология: как нужно развивать и коммерционализировать науку, внедрять в практику научные достижения. Повторяю, Сколково – идеология, а не территория. Поэтому Сколково должно распространяться не только на Россию, но и на Союзное государство. Мы – одна страна, один народ и должны работать вместе.
– Что нужно сделать, чтобы наука была востребована экономикой?
– Очень много! Ну, например, есть старые способы – покупать не ученых, а крупнейшие предприятия по передовым, наиболее бурно развивающимся направлениям. Их появление означает востребованность научных исследований, которые у нас ведутся. Налогообложение должно быть льготным не только для резидентов территории Сколково, а по тематике научных исследований.
– Насколько эффективна в России система мегагрантов? Могут ли они спасти российскую науку?
– Спасти нашу науку мегагранты не могут. Да, нужно увеличивать финансирование, создавать льготные налоги, нужно поддерживать науку и образование. Но самое главное, чтобы научные исследования были востребованы. А для этого необходимо перестроить экономическую систему. Когда наука нужна, не возникает проблем. Находятся и деньги, и средства, и льготы. Нельзя относиться к науке как к красивому обрамлению. Ах, у нас есть фундаментальная наука! Наука должна быть востребованной.
– Но бизнес не хочет делать долгосрочные вложения…
– Бизнес, конечно, не хочет, он смотрит, как бы поскорее положить деньги себе в карман. Бизнес надо заставить, заинтересовав. Вот тут нужна налоговая политика. Но эти вопросы надо задавать главам государств.
Подготовила Лидия Березнякова