Северо-Запад

«Ветхими ежегодно признают десятки домов»

09 октября

Мэр Архангельска Виктор Павленко рассказал «НВ» о проблемах города и задачах, которые стоят перед его администрацией


Виктор Павленко (второй справа) чаще общается с губернатором Архангельской области Игорем Орловым не на совещаниях, а на стройплощадках

 

Самой больной проблемой столицы Поморья давно стало расселение людей из ветхого и аварийного жилья. Два из трех домов в Архангельске – деревянные, а в очереди на расселение стоят 18 тысяч семей. О том, как решается сложнейшая жилищная проблема, какие задачи стоят перед руководством города, в беседе со спецкором «НВ» Сергеем Тачаевым размышляет мэр Архангельска Виктор ПАВЛЕНКО.

– Виктор Николаевич, как вы думаете, за что вас чаще всего ругают горожане?

– Раз меня выбрали градоначальником на второй срок, причем «за» проголосовали более 50 процентов избирателей при четырех кандидатах, архангелогородцы мне доверяют. Но есть закон возрастания потребностей. Вот мы резко увеличили объемы жилищного и дорожного строительства, а люди жалуются: работающая техника нарушает покой, грузовики загрязняют территорию. Или планируем автомобильные стоянки внутри кварталов, где позволяет территория, – в ответ ропот среди жильцов. К хорошему привыкают быстро.

– К какому хорошему?

– Я помню, каким в 2007 году, когда вступал в должность, было состояние дорог даже на главных улицах. Асфальт выглядел не просто разбитым – убитым. Сейчас же по Троицкому проспекту или Воскресенской улице можно ехать, если бы не ограничения в ПДД, с любой скоростью. За счет городского бюджета мы отремонтировали все больницы, школы, строим новые детские сады, даже разбиваем клумбы с цветами. Одних детских площадок ставим по 15–20 в год. Город ожил.

– А я ехал из аэропорта в автобусе и услышал о вас немало нелицеприятного. Ничего, мол, Павленко не делает, квартплата постоянно растет, система ЖКХ работает отвратительно, общественный транспорт ходит с большими интервалами…

– Тарифные вопросы, – к сожалению или к счастью, – это не муниципальный уровень. Тарифы на тепло – а это более 70 процентов в квартплате – свет, воду принимает областное агентство по тарифам и ценам. Оно же утверждает и тариф на перевозки в общественном транспорте. Недавно плата за проезд в автобусах повысилась с 14 до 16 рублей, но для наших муниципальных предприятий, работающих на больших автобусах, новый тариф экономически невыгоден. Рентабельность начинается от 25 рублей. Вот и снуют по Архангельску в основном небольшие пазики, а после 21 часа автобусы практически перестают ходить. 

Чтобы решить транспортную проблему, возможны разные варианты. Можно ввести ночной тариф с 21 часа до 6 утра с таксой в 35 рублей. Тогда и автобусы будут ходить ритмично, и коммерческие перевозчики – а их на маршрутах 90 процентов – останутся довольны. Можно вообще не поднимать цену на билет для горожан, а разницу между платой за проезд и экономически обоснованными затратами перевозчиков компенсировать из областного бюджета, как, например, в Вологде. Но, повторюсь, у мэрии нет полномочий регулировать тарифы за проезд. При этом мы за счет городского бюджета установили бесплатный проезд на автобусах для всех горожан старше 75 лет.

– С первого дня в должности градоначальника вашей головной болью стало расселение деревянных домов. Не ослабли ли за пять лет головные боли?

– Ничуть, хотя за 5 лет новое жилье получили свыше тысячи семей архангелогородцев. Городской бюджет потратил на расселение на паях с региональным и федеральным свыше 1 миллиарда рублей, а очередь только увеличивается! На балансе муниципалитета находится 6606 домов, причем 4500 строений – деревяшки. Мы, в отличие от большинства российских городов, сохранили в Архангельске социальную очередь и загнали себя в тяжелую ситуацию. В 2011–2012 годах люди получают около 400 квартир в год. До меня социальное новоселье справляли 10 семей, а сейчас – 400. Но очередь при этом не уменьшается, так как в разряд ветхого и аварийного фонда ежегодно переходят десятки домов! В переселении сегодня нуждаются 4,5 тысячи семей, или 18 тысяч жителей столицы Поморья. Полторы тысячи человек из этого списка нуждаются в переселении в чрезвычайном порядке, так как 300 домов числятся только на бумаге, они сгорели, сошли со свай или снесены.

– И что же делать людям?

– Жители подают в суд с требованием немедленного расселения, уже скопилась отдельная очередь по судебным решениям из 1800 семей. А за пять последних лет мы расселили из аварийного и ветхого фонда чуть больше тысячи семей. Что же делать, где взять деньги на «судебный» переезд? Прокурор меня спрашивает: «Какой у тебя годовой бюджет?» – «Семь миллиардов». – «Сколько тратишь на расселение?» – «250 миллионов в год». А он мне заявляет грозно: «Трать миллиард в год, но закрывай проблему!» А на какие средства тогда содержать всю социальную сферу, ремонтировать школы, детсады и дороги, объекты ЖКХ?

– Сколько городу необходимо денег, чтобы закрыть жилищную проблему?

– Доходная часть бюджета города Архангельска на 2012 год с региональными и федеральными субвенциями составляет 7,1 миллиарда рублей. При этом в городе всех видов налогов собирается до 25 миллиардов. Или, например, в Ненецком автономном округе при населении в 42 тысячи человек бюджет – 18 миллиардов рублей. Чувствуете, какая несправедливость? Имея бюджет в 15 миллиардов, мы бы решили жилищную проблему в течение трех лет. Само расселение 18 тысяч очередников стоит 10 миллиардов, но за один год из-за недостатка мощностей городского строительного комплекса, неготовности энергетиков переезд таких масштабов осуществить невозможно, нужно время.

– Почему в крупных городах и всех областных центрах России так остро стоит проблема детских садов?

– Когда в 1990-х годах Россия упала в демографическую яму и детские сады стали не нужны, их распродали бизнесу. Не будем забывать, что в Архангельске, например, больше трети детсадов были ведомственными. Их новые хозяева – владельцы приватизированных предприятий – муниципалитету здания не передавали, предпочитая продавать их. А через 20 лет наступил демографический взрыв, подогретый родовыми сертификатами. За строительство детских садов отвечает муниципалитет, но на новую и приятную для будущего России тенденцию не везде успели вовремя среагировать. В Архангельске возвращены детям и капитально отремонтированы 4 здания, которые город забрал не у коммерсантов, а у своих социальных служб. Недавно мы построили и сдали большой новый детский сад. В 2012 году все маленькие архангелогородцы, начиная с трехлетнего возраста, обеспечены местами в дошкольных учреждениях. А водить их в садик с более раннего возраста нет смысла, так как детсад – это прежде всего образовательное учреждение. Двухлетний и тем более годовалый ребенок вряд ли может быть прилежным учеником. Для них необходимо строительство яслей как учреждений по присмотру и уходу, но этого, к сожалению, нет в федеральном законодательстве. Архангельск больше волнует другая проблема: школ не хватает, в две смены учимся, а первых классов по 4–5 параллелей. Нужно строить новые школы с учетом того, чтобы завтра, когда демографическая ситуация изменится, мы могли в них разместить те же дошкольные группы или школы искусств, спортивные секции.

– У вас есть склонность к экстравагантным поступкам. Два года назад вы хотели передислоцировать столь не любимый москвичами памятник Петру работы Церетели на берега Северной Двины, сейчас передаете здание бывшего медвытрезвителя бомжам…

– Ликвидация вытрезвителей – глупость полная, но мы вынуждены подчиниться федеральному закону. Кто-то сделал вывод, что пьяного в хлам человека или бомжа следует доставлять не в прохладную палату с решетками, а в чистый приемный покой. В итоге все больницы забиты этим контингентом! Естественно, что врачи и обычные пациенты бьют тревогу – медицинские учреждения используются не по назначению. С 1 января этого года мы передали все больницы, которые мы привели в достаточно приличное состояние, в ведение области. Тема бомжей в больницах теперь вроде бы не моя, но жалко нормальных горожан. Здание площадью 600 квадратных метров мы передаем в пользование области для размещения там приюта для лиц без определенного места жительства. Причем это будет медицинское учреждение, где данной категории граждан будет оказываться квалифицированная помощь. В нем будет оборудован полицейский пост и специальные помещения для буйных пациентов.

– Не секрет, что ваши отношения с бывшим губернатором Поморья Ильей Михальчуком были, мягко говоря, недружественными как в человеческом, так и в деловом плане. Что скажете о новом губернаторе Игоре Орлове?

– С Игорем Анатольевичем я знаком еще в бытность его одним из руководителей судоремонтного завода «Звездочка». В человеческом плане отношения сложились нормальные. Что касается работы, то Игорь Орлов вступил в должность всего 8 месяцев назад, идет выстраивание отношений. Отмечу, что новый глава региона пока не совершил опрометчивых управленческих поступков. Негатива нет, но я, как и все жители Архангельска, надеюсь на позитивные изменения. Архангельск не только самый крупный в регионе муниципалитет (в городе живет 356 тысяч человек), но и столица Поморья.

 

 

 

Беседовал Сергей Тачаев. Фото автора
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Ясно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь