Здравствуйте, я ваша няня!
«Хочешь прожить год в Германии без затрат, подтянуть немецкий, познакомиться с культурой и традициями страны? Любишь работать с детьми? Становиcь Au pair!» – такими призывами пестрят сайты международных студенческих программ. Au pair – современный вариант гувернантки: за заботу о детях в иностранной семье молодые люди получают стол и кров, а также возможность изучать язык на курсах. Ежегодно по этой программе в Германию приезжают тысячи девушек из России и бывших союзных республик. Однако на деле нянь часто используют как бесплатную рабочую силу.
Петербургская студентка Людмила изучала немецкий в школе и в институте, интересовалась историей Германии и мечтала увидеть ее собственными глазами. От знакомых узнала, что можно отправиться в ФРГ в качестве няни. «Гостевую семью» в Штутгарте ей подобрали через агентство. Родители – юристы, двое сынишек. Собеседование по телефону прошла успешно и уже через месяц ступила из самолета на германскую землю.
В контракте, который Люда подписала, значилось: 30 часов работы в неделю, выходной – воскресенье. Однако сразу стало ясно, что контракта приемная семья придерживаться не собирается. Новоявленной няне вручили «устав», где каждый день был расписан буквально по минутам. В шесть – подъем, приготовить завтрак для семьи. Отвести младшего в садик, старшего – в школу, выгулять собаку, сходить за покупками, прибрать, постирать, забрать детей, приготовить ужин. В семь вечера работа официально заканчивалась, но иногда приходилось присматривать за детьми, если родители уходили в гости. По субботам – генеральная уборка двухэтажного дома. На курсы, которые полагались по договору, Людмила ходить просто не успевала. И уж точно ни о какой интеграции в семью речи не было.
– Хозяева обращались ко мне только тогда, когда нужно было что-то сделать, – вспоминает Людмила. – Для них я была просто служанка из отсталой страны. По контракту я должна была работать пять часов в день, выходило же не меньше двенадцати.
Через месяц терпение Людмилы лопнуло – она решила сменить работодателя (по контракту au-pair имеет на это право, но не больше трех раз). Связалась с местным агентством, где ей нашли другую принимающую сторону – в Берлине. На этот раз все обошлось, новые «приемные родители» оказались милыми людьми, даже взялись поручиться за Людмилу, чтобы она могла продолжить учебу в Германии.
Такие истории, конечно, не правило, но и не исключение. На специализированных форумах встречаются случаи пострашнее: многим девушкам запрещают общаться с родными, лишают пищи, издеваются морально, а порой и физически. Доказать это и привлечь обидчиков к ответственности очень сложно. Хотя семья заключает с будущей няней договор, где прописаны права и обязанности сторон, на деле это лишь бумажка. Все возникшие у гувернантки проблемы с приемной семьей должно решать агентство, а оно старается не выносить сор из избы, дабы не портить свою репутацию.
Дело в том, что правовой основы для программы в Германии нет. Существует Европейская конвенция о деятельности au-pair, принятая Европейским советом: там изложены основные предписания об условиях проживания и работы, языковых курсах, социальных гарантиях. Однако в ФРГ ее так и не ратифицировали. Более того, в 2002 году государство отменило обязательную лицензию для au-pair-агентств.
То, что немецкие семьи зачастую воспринимают программу не как культурный обмен, а как возможность на целый год заполучить дешевую рабсилу, сотрудники компаний, занимающихся au-pair, признают, хоть и неохотно. И тут же оговариваются – у нас таких случаев нет, разве что у неблагонадежных конкурентов, которые недостаточно тщательно проверяют принимающую сторону. Поэтому к выбору этого самого агентства нужно подходить крайне внимательно.
Я решила попробовать обратиться в одну из таких фирм в Петербурге – сайт заверил, что компания имеет многолетний опыт и только лучшие отзывы.
На звонок ответил некто Владимир. Услышав, что меня интересует au-pair в Германии, сразу предупредил: участвовать могут совершеннолетние не старше 24 лет. Выбрать предпочтительный для меня город нельзя – куда возьмут, туда и поеду. Из обязательных требований – базовое знание языка, хорошее здоровье, отсутствие судимостей. Все, естественно, нужно подтвердить соответствующими документами и справками. Но это потом – для начала требуется заполнить анкету и внести предоплату: 3000 рублей. Перед выездом – еще 6000 рублей. Дорогу, визу и медицинскую страховку я должна оплатить сама. Семья предоставляет отдельную комнату, питание, оплачивает курсы раз в неделю, а также выдает средства на карманные расходы – от 250 до 280 евро в месяц. В мои обязанности входит «уход за детьми и легкая работа по дому 35 часов в неделю».
– А что это подразумевает?
– Ну как, все, что родители попросят делать: прибрать, посуду помыть – ничего криминального. Не захотите – не будете, заставить-то они вас не смогут.
Заставить, конечно, вряд ли. Но вот отказаться от услуг не понравившейся няни семья вполне может. Тогда агентство подыскивает для au-pair другое место, но нет гарантий, что оно окажется лучше предыдущего. Как признался мне Олег, бывший сотрудник одного из киевских au-pair-агентств, многие организации заинтересованы лишь в получении выгоды. А стоит кандидату пересечь границу, начинает действовать поговорка «с глаз долой – из сердца вон».
Конечно, есть и хорошие агентства, и множество историй с хеппи-эндом. Катя из Бишкека до сих поддерживает отношения со своей приемной семьей, навещает их в Берлине, хотя с тех пор, как она была няней, прошло почти десять лет.
Анастасия Ложко