Форменная ностальгия
Большинство россиян испытывают ностальгию по старой школьной форме, а психологи уверены, что форма способна улучшить психологическое здоровье детей
На днях Министерство промышленности и торговли РФ обмолвилось о возвращении единой школьной формы. На сей раз это предложение, уже не подкупающее своей новизной, призвано поддержать отечественную легкую промышленность. То есть никакой образовательной подоплеки нет. Однако мысль о единой школьной форме, довольно часто всплывающая в разных чиновничьих кругах, пока никакой поддержки у Министерства образования не нашла. Там прямо заявили: в ближайшее время возврата к былым коричневым платьицам и синим костюмчикам не планируется. А жаль!
В нашей стране школьная униформа появилась в 1834 году. Тогда в Российской империи утвердили общую систему гражданских мундиров, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек приняли в 1896 году. А спустя 22 года форму дореволюционной России признали буржуазным пережитком и отменили. В 1948 году школьную форму снова сделали обязательной. В СССР она несколько раз менялась. Изначально девочки носили классическое коричневое платье с черным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Мальчики – серые шерстяные брюки и курточки. В строгие сталинские времена даже самые незначительные эксперименты с длиной (она была ниже колена) сурово пресекались. В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников начиная с восьмого класса. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало немного выше колен. У мальчиков брюки и куртка заменялись на синий брючный костюм.
Для девочек в 1984 году ввели костюм-тройку синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Правда, это коснулось не всех регионов России. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. Обязательную школьную форму в России отменили весной 1994 года.
Сейчас некоторые российские школы имеют собственную форму. Иногда форма вводится только на уровне класса или параллели. Ее фасон, цвет и материал прописан в уставе школы и определяется администрацией заведения и родителями учеников. Пошив формы, как правило, оплачивается родителями. В некоторых учебных заведениях введен деловой дресс-код.
– Вводить или нет школьную форму – дело каждой школы, – пояснили в городском комитете по образованию. – Появление единого образца школьной формы пока не предвидится.
То, что на федеральном уровне школьную форму пока вводить не собираются, подтвердила и детский уполномоченный Светлана Агапитова.
– Моя коллега, детский уполномоченный одной из наших южных республик, рассказала мне, что обращалась в Министерство образования России по поводу обязательной единой школьной формы, – пояснила Светлана Агапитова. – В их регионе свобода в одежде проявляется особенно заметно. Одни девочки в силу традиций носят темные платки и довольно закрытую, скромную одежду. А их одноклассницы могут прийти в куда более откровенных нарядах. Естественно, это провоцирует скандалы и жалобы детскому уполномоченному. Однако из Министерства образования ей ответили, что в ближайшее время обязательную школьную форму вводить не планируют.
Добавим, что однозначного мнения в обществе по поводу необходимости единого образца школьной формы сегодня нет. С одной стороны, форма как-то дисциплинирует, приучает следить за своим внешним видом, с другой – это все же некий атрибут уравниловки.
мнение специалиста
«Я – за простые атрибуты детства»
О нужности школьной формы для детей и о форме старого образца мы поговорили с психологом, бизнес-консультантом Евгенией Шестаковой:
– Мне кажется, что следовало бы вернуться к единой форме одежды школьников. Единственное, может быть, ввести градацию: общеобразовательные школы и гимназии, чтобы поддержать момент престижности и включить у самих школьников мотив конкуренции.
– А ситуация со школьной формой сегодня разве не развивает конкуренцию?
– Развивает, только конкуренция эта иного плана. Тот периметр, который я наблюдаю постоянно на прогулке с ребенком, включает в себя три школы. В каждой – своя форма. И носят ее только ученики младших классов. Старшие о ней даже не вспоминают. У нас в России в последние годы только усиливается классовое расслоение общества. Дети вместо единства (многие и значения слова-то, наверное, не объяснят) живут в постоянной рыночной конкуренции. Введение единой ученической формы могло бы снизить порог экономической напряженности у будущих полноценных участников рынка. Вот когда каждый из них сам заработает свой первый миллион долларов, тогда пусть и хвастается. А пока они учатся, они должны быть ориентированы на другое.
– Какие чувства вызывает старая школьная форма у вас лично?
– Только приятные воспоминания: дружба, высокопрофессиональные учителя, одноклассники, которые, к слову, стали успешными людьми, ощущение стабильности, радость за то, что это было в моей жизни. Кстати, со школьной формой связаны и смешные истории. Например, мне привезли к первому классу белый фартук из Германии. Он очень сильно отличался по качеству, был атласным, с кучей рюшечек и невероятными карманами. Пару лет назад в социальной сети «Одноклассники» меня находит человек, которого я не помню, а он утверждает, что учился в параллельном классе. Переписываемся, выясняем, кто кого знает. Я продолжаю удивляться: «Ну не помню я тебя!» – а он мне в ответ: «Зато я твой белый фартук помню!»
– Для чего вообще нужна школьная форма: для дисциплины, для психологического спокойствия учителя и учеников или для удобства родителей – им не надо тратиться на одежду?
– Все перечисленное верно. У детей, особенно в возрасте начальной школы, должны быть какие-то гарантии стабильности. Чем меньше хаоса вокруг, чем он более упорядочен, тем устойчивее психика ребенка, тем больше времени у него высвобождается для развития и учебы. Я – за простые, понятные атрибуты детства. Одним из таких атрибутов является школьная форма. Кстати, с точки зрения психологии наша старая школьная форма выполняла ряд функций, о которых никто не подозревал и не любят говорить сегодня. Аналогичные функции по качеству проработки можно увидеть в форме тех же студенток Смольного и у солдат немецко-фашистской армии. С террором они никак не связаны. Они связаны с культом, популяризацией идеи упорядоченности жизни, а также повышения рождаемости. Все дело в коричневом, шоколадно-коричневом цвете. Можно открыть Юнга, Люшера и прочитать, они очень хорошо описывали выбор коричневого цвета.
– А что, шоколадно-коричневый цвет может сыграть какую-то роль в повышении рождаемости?
– Да, потому что это цвет секса, желания, вожделения. Богиня Земли во всех культурах представлена в шоколадных одеяниях. Рекламисты знают, что это самый сильный по воздействию цвет.
– Неужели в СССР, где девочкам не разрешали даже стричь челку и краситься, знали про это?
– Да, в СССР очень многое было направлено на повышение рождаемости. Раньше все более тщательно продумывалось, несмотря на общее большее количество знаний в нынешнем моменте.
по волнам памяти
«Мама сшила фартук из свадебного платья»
Анна, воспитатель:
– Я пошла в первый класс в 1975 году, и мама сшила мне белый фартук из свадебного платья старшей сестры. До сих пор помню этот материал, белый с искорками, самый красивый в классе. Менее приятные воспоминания сохранились про банты и косы. У меня была короткая стрижка, но это, увы, никого не волновало – бант все равно обязан быть! Поэтому мама делала маленький хвостик на макушке и сильно (чтобы не свалился) привязывала бант. Ох, как я его ненавидела! Приходя из школы, тут же снимала эту конструкцию, от нее потом очень болела голова.
«На воротничках и манжетах училась шить»
Елена, инженер:
– Школьная форма очень дисциплинировала и всех уравнивала, не было погони за украшательством. Максимум, чем могли себя украсить девочки, – необычными воротничками, манжетами и фартуками. Зато с детства воспитывались не маленькие женщины, а будущие мамы. Школьницы с юных лет приучались к шитью. Кстати, именно благодаря манжетам и воротничкам я научилась шить. Когда я училась в третьем классе, моя мама часто лежала в больницах. И как-то наша учительница обратила внимание на мои грязные манжеты и воротничок, которые без мамы не менялись уже вторую неделю. Учительница на следующий день принесла принадлежности для шитья, отпорола старые манжеты и показала, как пришивать новые. С тех пор я следила за формой сама!
«Мои платья донашивала бабушка»
Ольга, менеджер:
– Мои белые фартуки шила мама, и мне очень нравилось надевать форму на какой-нибудь праздник: белоснежный кружевной фартук, беленькие колготки (или гольфы, если тепло), белый бант. Чувствовалась настоящая праздничная атмосфера! Только плохо, что концы пионерского галстука всегда окунались в тарелку с супом в школьной столовой… А еще запомнилось, что потом почему-то мои коричневые форменные платья, которые я носила в старших классах, бабушка донашивала – надевала их дома вместо халата и говорила, что тепло и удобно.
точка зрения
И началась вакханалия
Светлана Чуприна, учительница начальных классов школы № 145:
Софья Прокошева. Фото ИТАР-ТАСС