Почем «Толерантность»?
На воспитание терпимости к другим национальностям в северной столице тратятся сотни миллионов рублей, но уровень ксенофобии только растет
Программу «Толерантность» Смольный реализует с 2006 года. По данным комитета по внешним связям, в прошлом году на воспитание терпимости и толерантности у петербуржцев истратили 82 миллиона рублей, а в этом году и того больше – 105 миллионов. В Смольном уверены: от «Толерантности» есть толк, чиновники постоянно рапортуют об успехах, но одно дело – официальные доклады и совсем другое – реальная обстановка на улицах. Кажется, что за шесть лет существования «Толерантности» в Петербурге национальный вопрос не перестал быть больным.
– Не хочу отдавать ребенка в школу, где из 25 человек половина – узбеки, – без ноты стеснения в голосе призналась на днях одна знакомая. И это она говорила при ребенке.
Когда звучат подобные фразы, невольно возникает вопрос о пользе программы «Толерантность». Рост «коэффициента ксенофобии» подтверждают и социологические исследования. Опрос, проведенный в середине этого года социальным центром «Мегаполис», показал, что если в 2007 году проблема инородцев волновала только два-три процента петербуржцев, то теперь 12 процентов респондентов готовы идти и протестовать против приезжих. То есть за время реализации программы уровень ксенофобии вырос в 6 раз!
Как рассказали в комитете по внешним связям, программа «Толерантность» (ее официальное название «Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге») реализуется в два этапа. Первый – с 2006 по 2010 год, второй рассчитан до 2015-го. На официальном сайте изложена довольно обширная программа из нескольких десятков пунктов. Если коротко, то в рамках «Толерантности» выпускаются блокноты-ежедневники для старшеклассников с призывами быть терпимыми, СМИ получают гранты на теле- и радиопрограммы соответствующего содержания, бюджетные деньги тратятся на социальную рекламу, на издание букваря для мигрантов. Есть отдельная строка расходов – мониторинг эффективности программы «Толерантность».
Внушительные суммы с шестью нулями, выделяемые из дефицитного городского бюджета, возмутили депутатов Законодательного собрания. Весной фракция КПРФ предложила прекратить финансирование «Толерантности», мотивировав это тем, что положительных результатов нет. Об этом говорят и специалисты в области миграционной политики.
– Если честно, я не вижу, как реализуется программа «Толерантность», – поделился своим мнением доктор социологических наук Анатолий Маневич. – Не хотел бы, конечно, обижать людей, которые этим занимаются, но их усилия сродни борьбе с ветряными мельницами. Сила народного недовольства гораздо больше принимаемых мер. Боюсь, столь малыми средствами в рамках целевой программы не решить проблему ксенофобии. Я бы лучше подумал о конкретных мерах по интеграции приезжих в городское сообщество. Но программу «Толерантность» закрывать нельзя – людям нужно постоянно повторять: «Давайте жить дружно».
Чиновники утверждают: горожане неправильно понимают суть программы. По словам начальника управления координации государственных программ по межнациональным отношениям и связям с соотечественниками за рубежом Веры Сахаровой, главная цель «Толерантности» – воспитание в петербуржцах терпимого отношения к гражданам различных национальностей, проживающим в России, а не к трудовым мигрантам. На это есть другая программа – «Миграция», которая еще только зреет в Смольном. Именно она должна оказать практическую поддержку гастарбайтерам – помочь им с работой, жильем и изучением русского языка. А те курсы, которые существуют сейчас, – это некая «скорая помощь». И объявления с призывами изучать русский, написанные на русском языке, – тоже.
Нет сомнений, что и на «Миграцию» Смольный выделит десятки миллионов, но ее-то цель как раз понятна. Неясно только, почему она до сих пор не работает в городе, где мигрантов становится все больше и растет градус недовольства. А вот с «Толерантностью» проблема: может, стоило десятки миллионов рублей, фактически выброшенные на ветер, истратить с реальной, а не мифической пользой для Петербурга? Не мешало бы и Счетной палате проверить статьи этих расходов.
Софья Прокошева, Анастасия Ложко. Фото Евгения Лучинского