Республика Коми. Нефтью единой…
Специальный корреспондент «НВ» Сергей Тачаев отправился в Коми, чтобы разобраться, почему один из самых перспективных регионов России никак не может реализовать свой высокий потенциал
Самая восточная территория, входящая в СЗФО, – это Республика Коми, раскинувшаяся с юго-запада на северо-восток на 1275 километров. В недрах этой республики – чуть ли не вся таблица Менделеева, однако усиленно извлекаются из этих самых недр только нефть да газ. И структура промышленного производства в республике не меняется уже лет десять.
Добыча полезных ископаемых наполняет валовый региональный продукт на 50 процентов. Все логично: в республике залегают десятки видов полезных ископаемых. Но удивляет и даже вызывает недоумение другая цифра: доля нефти, угля и газа составляет 99,5 процента извлекаемых природных ресурсов, а все остальные виды сырья – только 0,5 процента!
Между тем доля тимано-печорской нефти Коми составляет всего 3 процента от общероссийских объемов, печорского газа – 4 процента, а воркутинского и интинского каменного угля – всего 5 процентов. При этом все месторождения ТЭК эксплуатируются столь активно, что запасы нефти у поверхности уже невелики, и «ЛУКОЙЛ» в последнее время делает акцент на добычу углеводородов в соседнем Ненецком автономном округе.
Разве что запасы угля при нынешних объемах в 13–14 миллионов тонн в год позволяют безбедно жить лет 20–25, но и они конечны. Но заполярный уголек с его высокой себестоимостью еще нужно суметь продать на материк.
Тем временем о колоссальном сырьевом ресурсе РК говорят другие цифры: доля барита составляет 13 процентов общероссийских запасов, бокситов – 30 процентов, титана – 50, а кварцево-жильного сырья – все 80 процентов! Но к добыче этих элементов таблицы Менделеева с оценочной стоимостью запасов в триллионы долларов в Коми даже не приступали. И все из-за железнодорожного и автомобильного бездорожья.
Самым перспективным ресурсом Коми является титан. Сегодня же при собственных огромных его запасах Россия вынуждена титан импортировать.
Но надежда есть. Если инвесторы и власти Коми реализуют два титановых проекта в республике, наша страна может стать крупным экспортером этого металла. На одном только Пижемском месторождении можно добывать свыше 3 миллионов тонн титана в год, что больше потребностей промышленности России и ее оборонного комплекса.
Вот только для начала добычи требуются два условия, которые инвесторы и государство пока выполнить не могут: большие деньги и главное – удобное транспортное сообщение. Стоимость двух титановых проектов в республике оценивается в 80 миллиардов рублей, что в полтора раза больше годового бюджета всей Коми. А чтобы довезти титан до ближайшей железнодорожной ветки, потребуется проложить 200 километров полотна.
Именно острая нехватка железных дорог тормозит рост экономики Коми. Ведь почти все природные ресурсы Полярного Урала и других территорий, за исключением нефти и газа, заперты в республике, их физически невозможно вывезти. Вот почему такое значение президент Республики Коми Вячеслав Гайзер и члены его команды придают проекту «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал): строительству железнодорожной ветки Архангельск – Сыктывкар – Соликамск. Предстоит построить 715 километров нового полотна. Когда начнется строительство, решит правительство России еще до конца 2012 года.
«Белкомур» считается инвестиционным проектом № 1 не только в Республике Коми, но и для ее западных соседей из Поморья и южных из Пермского края.
– Это не столько проект строительства конкретной железнодорожной магистрали, сколько комплексная программа развития сразу трех российских регионов площадью свыше миллиона квадратных километров! – подчеркивает «НВ» заместитель главы Республики Коми по экономике Александр Буров.
От ввода магистрали зависит реализация сразу 40 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью свыше триллиона рублей! Аналитики подсчитали, что после завершения строительства федеральный бюджет получит более 200 миллиардов рублей новых налоговых поступлений, а сам проект окупится всего за год! Новая магистраль свяжет Республику Коми с портами Архангельска и Мурманска, сократит путь доставки грузов с Урала к северным морским портам на 400 километров, а по отдельным направлениям и на большие расстояния. Кроме того, магистраль обеспечит кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана, Средней и Юго-Восточной Азии, создавая условия для транзита грузов через Россию в качестве эффективной альтернативы морским перевозкам. Словом, дух захватывает от такой перспективы.
(Подробнее о проекте «Белкомур» – в ближайших номерах «НВ»)