Голосуют деньгами
Публичные слушания по поводу уплотнительной застройки в Сыктывкаре превратились в показуху с заранее подготовленным результатом
Регулярно присутствуя на публичных слушаниях по поводу уплотнительных застроек в столице Коми, нельзя не заметить, что теперь все они проходят по одному сценарию. Сначала представитель застройщика объясняет набитому до отказа залу, как все будет хорошо. Затем небольшая группа активных местных жителей порой весьма эмоционально высказывается против и доказывает, что все будет очень плохо. При этом подавляющее большинство молчит, а при голосовании поднимает руку «за» и отказывается прокомментировать свое решение. Но дело сделано – общественность Сыктывкара поддержали очередную стройку. Вот только можно ли это молчаливо-послушное большинство считать «общественностью»?
Нетрудно догадаться, почему застройщики выбирают те или иные лакомые куски. Строить в центре Сыктывкара на месте дворов или пустырей, где можно разбить сквер или детскую площадку, очередное офисное здание, деловой центр или жилой дом очень выгодно. Мало того, что место удобное, так еще и не надо проводить коммуникации, они уже фактически готовы. Прямая выгода и оттого, что квартиры и помещения для офисов в центре стоят дорого.
Правда, строить можно и на месте ветхого жилья. Но снос порождает новые проблемы. Проще снести стихийный сквер или потенциальную детскую площадку. Ведь договориться с муниципальными чиновниками особых проблем, видимо, не составляет. Единственное препятствие на пути к лакомым кускам сыктывкарской земли – это публичные слушания, которые согласно Градостроительному кодексу РФ и Уставу МО ГО «Сыктывкар» являются в таких случаях обязательными.
Но это препятствие ретивые застройщики научились обходить. Один из ярких примеров тому – публичные слушания, устроенные этой осенью по поводу строительства офисного здания недалеко от пересечения улицы Коммунистической и Октябрьского проспекта. Как обычно, они проходили в небольшом зале городской администрации – там, где проводит свои заседания совет города. И, как обычно, уже за полчаса до начала зал был набит до отказа. Жильцам окрестных домов, пришедшим выразить свою озабоченность, сидячих мест не хватило, зато несколько десятков большей частью молодых людей вольготно расположились в удобных креслах в конце зала.
Кстати, информация о готовящемся мероприятии была размещена мелким шрифтом в городской газете «Панорама столицы» и на сайте администрации. Так что далеко не все жильцы знали о предстоящих слушаниях, а потому заинтересованных лиц оказалось не так уж и много. А то, что их действительно немного, показал ход обсуждения. После того как представитель компании-застройщика продемонстрировал слайды с изображением будущего остекленного здания, а также автостоянки на 30 мест, куда, по его словам, могут ставить свои машины жильцы, пообещал частично озеленить территорию, началась критика проекта. Люди говорили о том, что в городе уже просто засилье офисов, а вот катков, детских и спортивных площадок катастрофически не хватает. А автостоянка на 30 мест вызвала просто смех – сейчас во дворах на месте будущей стройки паркуется более сотни машин.
В общем, только одна пожилая женщина поддержала строительство. Она сообщила, что часто гуляет там с внучкой и та постоянно пачкает обувь в собачьих фекалиях. По ее мнению, новое офисное здание эту проблему решит.
Казалось бы, исход слушаний ясен: подавляющее число выступавших не хотят, чтобы во дворе появился очередной дом для офисного планктона. Но когда дело дошло до голосования, выяснилось, что все наоборот. Только десять человек против новостройки, а 75 – за.
Эта картина повторилась спустя месяц, когда решался вопрос о новостройке неподалеку от того же перекрестка Коммунистическая – Октябрьский проспект. На этот раз речь шла не о новостройке, а о практически готовом объекте, таком же офисном здании. Но ему почему-то потребовалось придать статус «делового центра». В чем разница, не понял никто. Но претензий в свой адрес строители услышали немало. Это непроходимая грязь, вскрытый и так и заброшенный асфальт, отсутствие обещанной автостоянки и благоустройства территории.
В общем, люди требовали сначала навести порядок, а потом уже менять статус. Но когда дело дошло до голосования, то опять молчаливое большинство (74 человека) подняли руки – за. Активных противников оказалось всего 14.
О том, что за голосуют нанятые статисты, догадаться нетрудно. На одном из таких слушаний корреспондент «НВ» прямо поинтересовался у одного из них, поднявшего руку в пользу застройщика:
– А сколько вам за это заплатили?
– А вам? – ответил вопросом на вопрос статист.
Я пояснил, что за статью и фотографии я, конечно, получу гонорар, но голосую исходя исключительно из велений своей совести.
– Тоже мне, альтруист нашелся, – хмыкнул собеседник.
Иногда статисты сами выдают себя. Например, не дождавшись окончания дебатов, некоторые из них покидают зал, но при этом явно оправдываются перед сидящим в зале человеком, что им пора на работу или просто показывая на часы. Нужно ли человеку, пришедшему по велению сердца, уходя со слушаний, оправдываться перед кем-то, кроме собственной совести? И нужны ли такие слушания, в которых основную партию исполняет «хор статистов»?..
Впрочем, порой случаются и чудесные исключения. Так, на днях публичные слушания в Сыктывкаре завершились победой противников очередной уплотнительной застройки. На этот раз агентство по управлению имуществом Коми решило возвести жилой дом на территории Ботанического сада Коми пединститута.
Он был заложен еще в 1936 году в самый разгар мичуринского движения. Здесь впервые стали высаживать редкие для Севера породы деревьев, например яблони, а во время войны на его территории был устроен огород, спасавший людей от голода.
До недавнего времени сад был федеральной собственностью, но в этом году Москва, решив, что она используется неэффективно, передала его республике. И в агентстве по управлению имуществом РК решили, что эффективным использованием будет строительство дома с небольшим сквером. Но против неизбежного в таких случаях варварского уничтожения деревьев выступили экологи и просто активные горожане.
В результате на публичные слушания пришло рекордное количество людей. Конечно, среди них было немало и нанятых статистов, пришедших за полчаса до мероприятия и занявших, как обычно, большую часть сидячих мест.
Активисты движения «Экологи Коми» в ходе обсуждения предлагали городским властям взять этот сад в свою собственность и облагородить его, не вырубив ни одного дерева. Они упирали на то, что сад находится в самом центре на возвышенности и, по сути, выполняет роль легких города.
И произошло удивительное: против предложения представителя агентства проголосовало 67 человек, а за – только 43. Известная общественница и защитница животных Светлана Уваркина сообщила корреспонденту «НВ», что сидевшая рядом с ней женщина призналась в том, что предприятие, на котором она работает, должно было «поставить» на эти слушания 120 статистов, чтобы те проголосовали так, как надо.
прямая речь
Иван Поздеев, глава администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»:
– Совсем остановить строительство в городе невозможно. Мы не должны превращаться в некий анклав, который не будет освежаться ни архитектурно, ни эстетически. Что касается публичных слушаний, то технология их проведения далека от совершенства. Но спешу напомнить, они носят рекомендательный характер. Я их расцениваю как некую площадку, где мы должны услышать мнения разных сторон. И не столь важно, сколько будет людей в зале. После публичных слушаний есть еще 7 дней, в течение которых мы принимаем коллективные обращения в пользу или против того или иного решения. И мы, подведя баланс плюсов и минусов, принимаем окончательное решение.
Галина Лапшина, депутат совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар»:
– Меня очень радует, что на публичные слушания стали приходить рядовые граждане, а не только те, с помощью которых можно было бы провести любое решение. К сожалению, существующий порядок проведения слушаний вызывает нарекания со стороны жителей города. Поэтому я и мои коллеги-депутаты сочли необходимым внести предложения, позволяющие его изменить. Этот вопрос уже был рассмотрен на совместном заседании комиссий городского совета. Правда, часть наших поправок была опротестована прокуратурой. Поэтому мы пока не вынесли этот документ на заседание совета. Но мы над ним работаем.
Игорь Бобраков, собкор «НВ» в Коми