Мы строили, строили…
Строительство стадиона на Крестовском острове превратилось в мыльный сериал – неизвестно куда исчезли миллионы рублей, постоянно переносятся сроки сдачи и никто за это не несет наказания
15 ноября 2012 года у заказчика футбольного стадиона на Крестовском острове – комитета по строительству Смольного – заканчивается контракт с генподрядчиком – инжиниринговой корпорацией «Трансстрой». К этой же дате заказчик надеется получить из Главгосэкспертизы (ГГЭ) утвержденный сводный сметный расчет. Если новая смета окажется на 10 и более процентов более дорогой, чем предыдущая, в чем никто не сомневается, Смольный по закону должен провести новый тендер по выбору генподрядчика. Это означает, что дату пуска придется переносить в седьмой раз – теперь на 2015 год. То есть начинается новый эпизод в сериале, который не так давно получил у острословов название «Позор-арена». За 6 лет долгостроя я написал о стадионе 70 статей. Эта будет 71-й, в которой мне хочется вспомнить этапы возведения арены и назвать причины многочисленных срывов дат пуска.
Эпизод первый, в котором заказчик выбирает сказку вместо реального проекта
Обещания построить стадион сначала в конце 2008-го, а затем в конце 2009 года, которые 6 лет назад дал первый генподрядчик строительства – компания «Авант», – с высоты сегодняшнего, зачатую негативного опыта, нельзя рассматривать серьезно. Во-первых, только проектирование арены такой сложности по российским нормативам занимает два года и столько же – строительство. Во-вторых, авторскую концепцию Кисё Курокава прорисовал весьма приблизительно: в дальнейшем конструктивная часть была изменена на 70–75 процентов. В-третьих, первоначальная смета в 6,7 миллиарда рублей, с которой «Авант» выиграл первый конкурс, была, по выражению президента «Зенита» Александра Дюкова, «составлена на коленке». Только в августе 2008 года Главгосэкспертиза утвердила сводный сметный расчет, близкий к реальности, но который шокировал заказчика – 23,7 миллиарда рублей. Комитет по строительству отреагировал незамедлительно: провел новый конкурс по выбору генподрядчика. Его в конце 2008-го выиграла столичная инжиниринговая корпорация «Трансстрой», которая пообещала сдать стадион на Крестовском острове под ключ в конце 2010 года.
Выбор городом «Аванта» оказался ошибкой, но виноваты в этом не чиновники, а скандально знаменитый ФЗ-94, по которому победителем тендера объявляется компания, предложившая наименьшую цену. А то, что уставной капитал победителя составляет 100 тысяч рублей, а матчасть состоит из двух самосвалов, организаторов конкурса не интересует. Другой виновник первого фальстарта – генпроектировщики стадиона из ЦНИИСК имени В.А. Кучеренко, которые только нулевой цикл умудрились обсчитать в 6 миллиардов рублей! Еще одним виновником безумной стоимости погрузки в основание стадиона 11 тысяч буронабивных свай можно назвать и самого заказчика, который согласился заплатить за погрузку в болотистый грунт 5 миллиардов рублей. Но оргвыводы последовали только в отношении генподрядчика: проектировщик и комитет по строительству оказались как бы ни при чем.
Эпизод второй, в котором УЕФА требует комфорта, а город мечтает о концертах
2009 год на футбольной стройплощадке получился самым продуктивным. Новый генподрядчик не только завершил работы нулевого цикла, но и за год вышел из-под земли на высоту 20 метров. Однако проектирование и строительство шло практически параллельно, с колес, что не только тормозило процесс, но и приводило к серьезным техническим ошибкам. «Инжтрансстрой» начал жаловаться на низкое качество проектной документации, однако комитет по строительству продолжал доверять специалистом ЦНИИСК имени В.А. Кучеренко. Неизвестно, удалось бы построить стадион к концу 2010 года, потому что в начале того же года в судьбе арены наступил судьбоносный момент. Утвержденный Главгосэкспертизой (ГГЭ) технический раздел стадиона заказчик отправил на доработку в соответствии с последними требованиями УЕФА к стадионам элитного класса по комфорту, обзору с трибун и безопасности.
Конкурс на перепроектирование выиграл столичный институт «Моспроект-4». Он пообещал закончить корректировку в сентябре 2010 года. Но не смог сдержать слово, так как заказчик в течение полугода вносил все новые изменения, самым глобальным из которых была новая концепция стадиона, способного трансформироваться в концертную площадку. Так Смольный намеревался отбить часть затрат на строительство стадиона организацией концертов. В 2010 году «Инжтрансстрой» работал на Крестовском на четверть своей мощности, но винить его в этом нельзя. Как, впрочем, и архитекторов из «Моспроекта». Заказчик понимал: лучше потерять на объекте строительный сезон, зато получить стадион-игрушку, чудо архитектурной и технической мысли.
Эпизод третий, в котором на экспертизу отправили не тот проект
Всегда неприятно, когда вместо ожидаемого в чемодане обнаруживается чужая вещь. Правда, герою этого ролика ошибка ничего не стоила. Бюджету Петербурга подмена проекта стоила миллионов
Осенью 2010 года «Моспроект-4» перестал принимать бесконечные пожелания комитета по строительству и засел за чертежи. А Смольный тем временем отправил на согласование в Главгосэкспертизу вариант ЦНИИСК с тяжело раздвигающейся крышей, придуманный еще во времена «Аванта»! Скорректированный проект поступил в ГГЭ в декабре 2010 года, но затем был отозван заказчиком – комитетом по строительству Смольного по причине сомнений в надежности конструкции раздвижной крыши. Из-за чиновничьего авантюризма был потерян очередной строительный сезон. Как такое могло произойти?
– В условиях российской зимы вариант Кисё Курокавы попросту не смог бы раздвигаться, – вспоминает главный перепроектировщик петербургского стадиона, ведущий архитектор «Моспроекта-4» Дмитрий Буш. – Мы предложили структуру из двух крупных полукуполов, которые передвигались бы по рельсам и смыкались над полем. Однако еще до прихода на объект специалистов «Моспроекта-4» заказчик имел на руках вариант с проемом, значительно превышающим размеры футбольного поля, под него заказали металл. Очевидно, что деньги заказчику выбрасывать не хотелось, и комитет по строительству утвердил вариант с большой «дыркой», который в декабре 2010 года и прошел Главгосэкспертизу.
Результатом такой «экономии» стали свыше 700 миллионов бюджетных рублей, сдутых с западной оконечности Крестовского острова в Финский залив. Не секрет, что у Смольного в дорожно-строительной отрасли есть любимчики, которые стабильно выигрывают самые денежные конкурсы. К их числу относится и «Мостоотряд-19», который получил право на монтаж металлоконструкций футбольного стадиона, включая и раздвижную крышу. Под давлением этой компании город заказал на Урале под забракованную впоследствии крышу три тысячи тонн металла на сумму 250 миллионов рублей. Эти деньги оказались выброшенными, но ни чиновники, ни коммерсанты за растрату казенных средств так и не ответили. Кроме того, на футбольной стройплощадке пришлось демонтировать свыше 6 тысяч кубометров железобетонных конструкций на сумму 150 миллионов рублей. А за забракованный проект работы ЦНИИСК городской бюджет заплатил 300 миллионов.
Эпизод четвертый, в котором строители работают по принципу «моя хата с краю»
Проектировщиков абсолютно всех крупных элементов петербургской арены подбирают чиновники. Но почему же «Моспроект-4», зная об ущербности варианта ЦНИИСК, не стал бить в колокола? А вот почему.
– Выбирая и утверждая подрядчиков по стадиону, заказчик берет всю ответственность на себя, – комментирует Дмитрий Буш. – Мы, конечно, можем предложить альтернативных исполнителей на все виды работ, но тогда любой срыв сроков полностью станет ответственностью именно генпроектировщика. А если «Моспроект-4» приглашает в партнеры компании, которые рекомендует петербургский комитет по строительству, что и происходит, заказчик берет всю ответственность на себя. В том числе и по срокам.
Словом, моя хата с краю. Таким образом, город, назначая на проектирование и строительство проверенных чиновниками партнеров, сам и виноват, что некоторые компании оказываются некомпетентными. В результате петербургский футбольный стадион стал долгостроем, а чиновники, наделавшие кучу ошибок, продолжают рулить процессом.
Более того, заказчик общается с партнерами с позиции силы, «забывая» платить. Город задолжал «Моспроекту-4» за рабочую документацию свыше 200 миллионов рублей, а «Инжтрансстрою» – почти миллиард. Но те не ропщут, так как боятся потерять выгодный заказ. А деньги пусть и с опозданием, но заплатят. Получается, что только из-за безхозяйственности чиновников и некачественного проектирования городской бюджет потерял на Крестовском острове свыше миллиарда рублей. Но служебного расследования по этому поводу Смольный проводить не стал.
Эпизод пятый, в котором у заказчика заканчиваются деньги
Юрий Деточкин интересовался у своего покупателя, отчего тот расплачивается мелкими купюрами. Шесть лет Петербург оплачивал стройку по-крупному, но сейчас готов обратиться за помощью даже к болельщикам, поскольку денег больше нет
В 2012 году «Инжтрансстрой» фактически заморозил стройку на Крестовском острове, потерян третий подряд строительный сезон. Но не из-за творческих мук проектировщиков, как два предыдущих года, а из-за тяжелых согласований сметы, которую заказчик оптимизирует с осени прошлого года. В мае 2012 года Главгосэкспертиза наконец одобрила техническую часть «Зенит-Арены», а сводный сметный расчет ушел туда только в сентябре. В какую копеечку обойдется петербургским налогоплательщикам авторский проект Кисё Курокавы, узнаем через месяц.
То, что происходит на объекте три последних года, можно назвать имитацией строительства. При этом вице-губернатор Игорь Метельский виновником всех проблем объявил не заказчика, который часто менял свои решения, неаккуратно платил за уже выполненные объемы и тормозил процесс, не проектировщиков, сдавших в ГГЭ в 2010 году плохой технический раздел, а именно «Инжтрансстрой». Сейчас события развиваются по наихудшему сценарию: комитет по строительству еще в мае отказался продлевать контракт с «Моспроектом-4», а в ноябре вряд ли захочет продолжать сотрудничество с «Трансстроем».
В конкурсе на достройку стадиона и освоение свыше 20 миллиардов рублей (пока на стадион из городского бюджета израсходовано 15 миллиардов) помимо действующего генподрядчика готовы участвовать 6 транснациональных монстров: шведская «Сканска», немецкие «Хохтиф» и «Альпин», американская «Тернер», японская корпорация «Каджима» и французская «Винси».
Смотрите в следующих сериях
Эксперты «НВ» полагают, что существуют два сценария дальнейшего развития событий. Первый: проектировщик, подрядчик и заказчик остаются прежними, а стадион при устойчивом финансировании будет сдан в эксплуатацию в 2015 году. Второй: после нового конкурса главным строителем становится одна из шести транснациональных корпораций, которые были представлены на стенде во время визита Дмитрия Медведева на футбольную стройплощадку, а функции заказчика переходят к «Газпрому». Второй вариант ближе к реальности, так как за 4 года комитет по строительству перечислил строителям всего 8 миллиардов рублей – по два миллиарда в год. При таких черепашьих темпах финансирования объект будет достраиваться не менее 10 лет!
Если произойдет новая смена генподрядчика, то сдача стадиона случится не раньше 2016 года, так как новый главный строитель сможет приступить к работе только в 2014 году. Ведь старый генподрядчик должен вывезти с Крестовского острова все имущество, разобрать бытовки, краны и другие механизмы и, самое главное, через суд разрешить финансовые споры. Только после урегулирования финансовых проблем победитель конкурса сможет привезти на западную оконечность Крестовского острова свою технику и поменять субподрядчиков.
Правда, заказчику, если таковым останется город, невыгоден новый контракт с новой компанией. Главный риск – муторные процедуры судебного «развода» с подрядчиком, актирование выполненных работ (чтобы определить остаточную сумму, на которую проводить новый конкурс), объявление и проведение нового тендера. Все это займет долгие месяцы и потребует дополнительных расходов на консервацию объекта.
Между тем арена в Петербурге уже заявлена как площадка для проведения полуфинального матча чемпионата мира 2018 года. И должна быть построена не позднее лета 2017 года, когда в России пройдут матчи Кубка Конфедераций. Если стадион на Крестовском не откроется к этому времени – прощай, полуфинал ЧМ-2018.
Сергей Тачаев, Москва – Петербург