«Двести раз отмерь – один раз наколи»
Гуру татуировки Кирилл Тотай считает, что повальная мода на тату – это болезнь
В больших городах люди с тату не редкость, хотя порой все еще эпатируют окружающих агрессивными рисунками «во все тело». В любом случае наколка как атрибут уголовников и маргиналов ушла в прошлое… Чтобы не навредить не только телу, но и духу, заказчик должен доверять мастеру, умеющему читать символы. Один из таких мастеров – Кирилл Тотай, известный в городе татуировщик, гуру, идеолог своего дела. Человек в шапочке, как у булгаковского Мастера, рассказывает об особенностях своего ремесла, славянских орнаментах. На двери его мастерской нет и не будет вывески, только фамилия – Тотай – над звонком…
– Кирилл, похоже, фамилия определила сферу деятельности. Давно занимаетесь татуировкой?
– Когда я после армии профессионально занялся татуировкой, родителям отшучивался, что с таким созвучием фамилии и ремесла просто грех в наше время чем-то другим заниматься. Занимаюсь тату около 15 лет. Поначалу это казалось экзотикой, а сейчас вполне обычная профессия.
– Знаю, вы учредили Гильдию татуировщиков.
– Гильдия зародилась после питерского тату-фестиваля в 2003 году. Собрался актив, подготовили юридическую часть, придумали критерии вступления, созвали многих известных на то время профессионалов и провели первый съезд. Мы организовали множество семинаров и встреч, что дало огромный толчок для татуировщиков. Теперь многие в курсе: если татуировщик действительный член гильдии – значит, мастер высокого или высочайшего класса. Я, например, учредить-то учредил, а экзамен с первого раза не сдал.
– Для чего нужна татуировка?
– Я уже не уверен, что она нужна. А решившимся говорю: «Двести раз отмерь, один – наколи». Если оглянуться в прошлое или понаблюдать за традициями полупервобытных племен, наколка всегда была меткой социального положения. Даже в наше время прогрессирующего фрейдизма смысл не стерся полностью, правда, приправился показной психологией. Сегодня тату скорее выплеск внутренних переживаний и чаяний носителя и, конечно, показатель стиля мастера. Техника дошла до немыслимых ранее высот, и татуировку можно назвать престижным видом изобразительного искусства. А нужна она для того же, для чего и тысячи лет назад: сказать о себе без слов.
– В чем основные ошибки людей, желающих сделать тату?
– Поспешность в воплощении желания сделать наколку. К счастью, многие заказчики вдумчиво готовятся, даже лично предварительно общаются с несколькими мастерами. Сегодня спрос на татуировку высокий, некоторые стили становятся очень популярными. Но каждое лето я расстраиваюсь из-за низкого качества и недостатка творчества в увиденных мною наколках, ведь нынче так много прекрасных мастеров!
– В татуировке есть своя мода?
– Сейчас повальная мода на татуировки. Как болезнь. Мы переживаем то, чем «переболела» Европа 10–15 лет назад. А наколочки, как кофточку, не сменишь. Если говорить о «попсовых» вариантах, нынче преобладают надписи, в основном латиницей. Я иероглифы не делал на пике их популярности, сейчас надписи не накалываю. Надпись – это информация, которая вгоняет человека в определенные рамки. Татуировка должна помогать жить, а не мешать. Надпись на теле, как слова на заборе: все глазеют, пытаясь прочесть, получается эффект газетных заголовков, а тело предназначено для другого. Но утешает то, что каждый достоин своих татуировок. Пять лет назад был спрос на иероглифы, еще раньше – на клыкастые кляксы, «как у Клуни». К счастью, большинство народа одумалось. Сейчас заметно возрождение традиционной славянской символики и узоров. Изумительно смотрится. Красиво, по-доброму.
– Человек с наколкой лет 30 назад ассоциировался с уголовным миром или армией…
– И сейчас те же ассоциации. Стереотипы совдепа ушли в небытие, но даже в дремучих местах, глядя на вполне приличную татуировку, могут спросить: «Ты что, сидел?» За эти 30 лет татуировка художественная потеснила татуировку уголовную и частично нивелировала ее смысл.
– У вас есть запреты в работе?
– Конечно. Категорически не приемлю символику Третьего рейха, сатанизм и разврат. Отказываюсь делать наколки на видных участках тела, лице и кистях, а также в паху. Многие приходят, переживая «молодецкий нигилизм», доказать в первую очередь родителям: «Мое тело – мое дело». К счастью, мои доводы большинство понимают и принимают. Часто обращаются несовершеннолетние и даже дети, с ними долго беседую, желательно без родителей. Прислушиваются. Противопоказано делать тату при кожных и сердечных заболеваниях. Нельзя женщинам во время менструации, категорически запрещено беременным и кормящим. В скором времени планирую совсем прекратить работать с женщинами.
– Но у вас самого татуировка на видном месте! (У Кирилла наколка во всю руку. – Прим. авт.)
– Да. Будь я поумнее, сделал бы повыше, чтобы не так заметно было.
– Были случаи, когда люди на улице пугались вашей татуировки?
– У меня татуировка такая большая, что бросается в глаза только при близком расстоянии. Когда тату была не полностью прокрашена, люди замечали, а сейчас она сливается с одеждой. Шока я ни у кого не вызывал, скорее заинтересованность даже у далеких от татуировки людей.
– С какого возраста можно делать наколку?
– Минимальный порог – 18, а я рекомендую не раньше 24 лет. К этому возрасту формируется и сознание, и тело (прекращает расти). С 24 лет человек максимально осознанно совершает свой выбор. До этого татуировки либо дань моде, либо попытка что-то доказать или выделиться. Люди повзрослее делают тату как инструмент самоидентификации, а не способ выпендриться.
– От чего приходится отговаривать?
– Часто хотят сделать наколку на рождение ребенка. Не стоит. Наколов портрет, человека любить больше не будешь. Люди накалывают имена близких, подсознательно опасаясь разлюбить. Я уговариваю не накалывать портрет ребенка, лучше выбрать детский рисунок – это гораздо веселее. К тому же не известно, как портрет себя поведет через несколько лет. Лучше выбрать орнаменты, которые бы сочетались с телом и образом мыслей человека. Славянские орнаменты нам ближе по духу, но они незаслуженно забыты. Люди не просто так придумывали те или иные узоры – они влияют на образ мыслей и действуют как обереги. Орнаменты все символичны. Любое изображение отображается у нас в голове, а славянские – настраивают на созидание.
– Многие татуировки пугающе агрессивны…
– Тату бывают двух типов: защита и атака. С защитой понятно. А в атаке доминируют похабного вида женщины и демонические персонажи – культ смерти и похоти. Cовременный мир агрессивен. Находясь в недружелюбном информационном поле, индивидуум наивно полагает, что, сделав агрессивную татуировку, он этим защитится. Есть поговорка: «Лучшая защита – это нападение». Но на самом деле зло в татуировке лишь притягивает к человеку неблагоприятные ситуации.
– Вы делали наколку близким?
– Как у хирургов есть табу не оперировать близких, так и татуировщики не должны делать наколки родным. Жене сделал и очень об этом жалею. Велик риск перестараться и напортить. Детям объясню: в наше время чистое тело – это круто.
кстати
Из истории тату
• Первая татуировка появилась более 4000 лет назад. (Хотя некоторые ученые утверждают, что рисунки на коже найденного человека в Арктике, тело которого мумифицировалось с 3300 до н. э., являются татуировками.) Археологи случайно наткнулись на нее, обнаружив на теле египетской мумии непонятный рисунок. О том, кто и для чего нанес татуировку в то время, информации нет по сей день. Но, спустя столько времени, рисунок остался в безупречном состоянии. О технике и материалах, которые были использованы, ничего не известно.
• Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной из теорий, пошел он от случайно полученных людьми повреждений кожи. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя как храброго воина и удачливого охотника.
• Древние кланы и семьи предпочитали иметь свой «логотип», который отличал своих от врагов. Для того чтобы символика клана не смывалась с кожи, они использовали технику татуировки для ее нанесения. По нательному рисунку в те времена можно было определить множество фактов о человеке. Особой популярностью эта традиция пользовалась в Японии, где даже супруги, когда вступали в брак, делали тату, а не обменивались кольцами.
• Татуировки были открыты европейцами вновь в процессе исследования земель, при встречах с жителями Полинезии и индейцами. Слово «татуировка» произошло от таитянского слова tattau, что означает «отметка, отмечать» и было впервые упомянуто в отчетах исследователя Джеймса Кука во время одной из его экспедиций в 1769 году.
О тату-зависимости
• Татуировку невозможно свести бесследно. При удалении татуировки лазером или другими средствами остаются шрамы, размер которых будет больше размера сводимой татуировки в силу разрушения кожного покрова. Обусловлено это тем, что пигмент вживленной тату находится в подкожно-жировой клетчатке, ниже обновляемых слоев кожи. Фактически свести татуировку – значит лишиться фрагмента татуированной кожи.
• Тату-зависимость, жарг. «синяя болезнь» – термин, употребляемый в среде как мастеров татуировки, так и обычных носителей татуировок. Обладателем «синей болезни», как правило, является человек, который сделал первую татуировку, подчас небольшую, и через некоторое время начал испытывать непреодолимое желание продолжить работать над украшением своего тела.
• Около 40 процентов людей, сделавших татуировку, возвращались в тату-салон снова и в настоящий момент имеют две или более татуировки – вне зависимости от того, к какой социальной группе они принадлежали.
• Лучший способ избежать «синей болезни» – не нарушать первозданность кожного покрова и не делать свою первую татуировку. Другой путь – доверять профессионалам и слушаться их рекомендаций. Одна из них – «лучше сделать одну большую татуировку, чем несколько маленьких».
Беседовала Мария Башмакова. Фото Алексея Лощилова