Атомная энергия одолела энергию протеста
Почему в Калининградской области утихли споры вокруг строительства Балтийской АЭС
– Я все равно против строительства атомной станции, – упрямо повторяет известный в Калининграде журналист Константин Рожков. Он и другие активисты инициативной группы по проведению «противоатомного» референдума несколько раз пытались провести масштабный плебисцит. И каждый раз их документы подвергались обструкции избирательной комиссией и областной думой. Находились помарки, описки, правки, которые сами инициаторы считали непринципиальными. Но сейчас многие из первых протестантов уже и не вспоминают о своих порывах. Рожков же по-прежнему стоит на своем, хотя, судя по тону, уже в основном по инерции.
–Во-первых, проект небезопасный, и я не хочу, чтобы у меня под боком находилась атомная бомба, – приводит свои тезисы журналист. – Во-вторых, предельно закрытый. В-третьих, экономически невыгодный.
Спорить с убежденным активистом бесполезно. История борьбы против строительства АЭС в Калининградской области, разумеется, началась с того момента, когда стало известно: в регионе будет воплощаться грандиозный проект. Ведь экономических предпосылок для появления в Калининграде АЭС больше чем достаточно. После распада СССР область превратилась в анклав, руководство которого постоянно разруливало проблемы стратегической безопасности. Причем алгоритм решения вопросов транспортной доступности и продовольственного обеспечения не сразу, но выработать удалось. А вот проблема дефицита энергии висела над регионом дамокловым мечом. Время от времени соседняя Литва, демонстрируя независимую позицию, грозилась выйти из единого энергетического кольца, связывающего постсоветские страны. Тогда же и Евросоюз настоятельно рекомендовал прибалтийской республике закрыть Игналинскую АЭС, обеспечивающую Калининград электричеством.
В общем, в начале века западная губерния испытывала дефицит мощностей. На время энергосистему динамично развивающегося анклава спасло введение в строй Калининградской ТЭЦ-2. Но и эту меру специалисты определяли как недолговечную.
С прицелом на перспективу проблему энергобезопасности взялся решить в 2006 году Георгий Боос. Масштабный губернатор сразу предложил и масштабный проект – строительство атомной электростанции. Ведь только в таком случае регион будет обеспечен собственным электричеством на многие годы вперед.
– Место под будущую стройку выбирали тщательнейшим образом, – рассказывает корреспонденту «НВ» Георгий Боос. – В частности, проштудировали все исторические хроники Средних веков, чтобы выяснить, в каких районах Восточной Пруссии случались природные катаклизмы. Провели объемные геофизические исследования. И в итоге остановились на Немане, где устойчивая платформа и исключена любая сейсмоактивность.
Дотошность прежнего губернатора еще не раз вспомнится после трагедии на «Фукусиме-1».
Боос всегда умел заражать своими идеями и воплощать их в жизнь. Калининградского главу поддержали в столице. И тогда раздались первые голоса озабоченных экологов.
– Это сейчас говорят, что волну подняли местные политики, – рассказывает пресс-секретарь АО «БАЭС» Светлана Коновалова. – Ерунда! Первый скандал по этому поводу подняла известная организация «Беллуна», занимающаяся не только экологией. У меня как талисман хранится копия зарплатной ведомости одного из протестных пикетов, проводимых организацией. Фонд заработной платы одной акции – 10 тысяч рублей.
Без всякой оглядки на западные происки свое веское «нет!» решили сказать и общественники западной губернии. Светлана Коновалова с иронией вспоминает, как без устали работала в режиме экскурсовода на стройплощадке, привозя дотошных скептиков, желающих лично убедиться в безопасности проекта.
– Да привозили, показывали, – вспоминает бывший противник проекта Сергей Костылев. – Честно скажу, готовил вопросы загодя, изучал все атомные аварии по инету. Не могу сказать, что заразился той же уверенностью, что и строители, но одно обескуражило: высокая культура строительства. По стройплощадке можно в домашних тапочках гулять – и не испачкаешься. А ведь речь идет только о котловане и фундаменте.
Впрочем, недоверие экологов и активистов сошло на нет не только после многочисленных экскурсий. Со временем выяснилось – и в Литве, и в Белоруссии тоже намечается реализация атомных проектов. Не собирается отставать от остальных и Польша, там уже определились и со сроками старта проекта – 2020 год.
По мнению кандидата экономических наук Станислава Слободского, даже если все эти проекты реализуются, электроэнергия, производимая ими, будет востребована на рынке Восточной Европы.
– Строительство станции, обеспечивающее занятость до 6 тысяч человек, это только одна из многих позитивных вещей, – констатирует эксперт. – Далее трудовая занятость будет востребована на процессе производства и реализации. Уверен, что избыток энергии, ведь проектная мощность станции 2300 МВт, будет востребован в Польше, а при наличии договоренности с Литвой и Эстонией на использование линий постоянного тока – в Финляндии и Швеции. Существуют также планы по экспорту электроэнергии из Калининградской области в Германию по подводному кабелю, и для обеспечения экспорта потребуется масштабное строительство сетевой инфраструктуры. Так что разговоры об экономической убыточности проекта ущербны, сегодня инвесторы стоят в очередь для участия в нем.
Такого же мнения придерживается и руководство области.
– После запуска БАЭС увеличится надежность и безопасность калининградской энергосистемы, – подчеркивает вице-премьер регионального правительства Александр Рольбинов. – Мы не будем иметь ограничений по энергетической составляющей, и промышленность тогда сможет развиваться, не опасаясь энергодефицита.
В общем, судя по пассивности противников и заключениям специалистов, страхи как экологические, так и экономические по поводу дерзкого проекта уверенно развеиваются.
кстати
В проект уже пришли западные деньги
Проект Балтийской АЭС стоимостью строительства в 5 миллиардов евро оригинален и в финансовом плане, так как предполагает продажу до 49 процентов акций станции. Причем еще до конца этого года Росатом собирается подписать обязывающие документы с инвесторами Балтийской АЭС.
– У нас сейчас уже есть договоренности о финансировании поставок западного оборудования, то есть консорциум европейских банков под правительственные гарантии Франции предоставляет кредиты поставщикам оборудования, которое будет использоваться на Балтийской АЭС, – рассказал директор программ госкорпорации Сергей Бояркин. – То есть западные деньги в проект уже пришли.
Из информированных источников известно, что в долевом участии сооружаемой станции могут принять участие такие крупные западные энергохолдинги, как EDF и Enel.
Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области. Фото автора