Был пенсионером, стал миллионером?
Авторы новой пенсионной реформы уверены, что их концепция позволит залатать дыру в Пенсионном фонде и сделать пожилых россиян богаче. Как они предлагают этого достичь, разбирался корреспондент «НВ»
До конца года правительство РФ должно представить законченный вариант стратегии развития пенсионной системы страны, рассчитанной до 2030 года. Такое поручение дано президентом Владимиром Путиным в его указе от 7 мая 2012 года, подписанном сразу после инаугурации. По сути, речь идет об очередной, уже второй за последние десять лет пенсионной реформе, которая, как это обычно бывает с реформами, вызвала противоречивые оценки специалистов и взволновала многих граждан. .
Предыдущая «пенсионная перестройка» случилась 10 лет назад. А в 2010 году прошла еще и так называемая валоризация, когда были переоценены пенсионные права, приобретенные гражданами до 2002 года. В результате значительная часть пожилых россиян получила ощутимую прибавку к пенсии, а кому-то пришлось дотягивать ее до прожиточного минимума региональными надбавками. Немудрено, что первый вопрос, который задают люди, услышав об очередной реформе, – зачем опять все менять?
– Сейчас часто говорится о том, что мы стремимся реформировать пенсионную систему, чтобы обеспечить бездефицитность бюджета Пенсионного фонда, – с укоризной заметил на недавних слушаниях в Общественной палате РФ министр труда и социального развития Максим Топилин. – Это далеко не ключевая задача, а лишь целевая установка на длительную перспективу.
Однако именно на этой проблеме не раз делался акцент руководством страны, когда шла речь о необходимости изменения пенсионной системы. Пресловутая «дыра» в бюджете Пенсионного фонда РФ, которую каждый год государству приходится латать, из-за чего «недоедают» то же здравоохранение, образование или экономика, продолжает расти. В этом году трансферт из федерального бюджета в бюджет ПФР составит 2,9 триллиона рублей, из которых 1,1 триллиона предназначен непосредственно на покрытие дефицита. Столько же выделено на финансирование всего образования и здравоохранения. К 2015 году, согласно рассматриваемому сейчас в Госдуме проекту бюджета ПФР, трансферт достигнет 3,5 триллиона рублей, из которых 1,23 триллиона планируется направить на покрытие дефицита.
Определенную роль в формировании этой дыры сыграло появление обязательного накопительного элемента для работающих граждан 1967 года рождения и моложе. Накопительные пенсии индексируются значительно меньше пенсионных прав тех россиян, кто этой части не имеет. И этот момент стал второй причиной выработки новой стратегии.
Еще один серьезный повод для реформы – досрочные пенсии. Вопрос с их финансированием не решен до сих пор. Они продолжают выплачиваться из государственного бюджета, а надо бы переложить эту обязанность на бизнес, если речь идет, например, о производстве, а не о полицейских или военных. Логика понятна: если человек идет на пенсию досрочно, поскольку занят на вредном производстве, то почему за это должно отдуваться государство, а не бизнесмен, который предпочитал ковать сверхприбыль, а не вкладываться в охрану труда и создание благоприятных условий работы? Кто маржу увеличил – тому и расплачиваться!
Второй по популярности вопрос, который задают граждане, услышавшие о предстоящих переменах, – что будет, если оставить все как есть? По мнению разработчиков стратегии, ничего хорошего не будет. Невозможность поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне, увеличение численности пенсионеров с низким доходом, нарастание рисков, связанных с недостаточной финансовой устойчивостью негосударственных пенсионных фондов, – вот лишь краткий перечень возможных бед.
– К 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости может не достигнуть минимального целевого уровня в 2,5 прожиточного минимума пенсионера, – сулят новые беды в случае непринятия стратегии ее авторы. – Отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы по экономике будет снижаться.
что было?
Жили по принципу солидарности поколений
До 2002 года, включая советские годы, в нашей стране существовала распределительная пенсионная система, построенная на так называемом принципе солидарности поколений. Смысл ее состоял в том, что пенсии старшему поколению формировали более молодые работающие граждане, у которых государство удерживало определенную часть доходов. Принцип солидарности поколений, на котором базировались и кое-где продолжают базироваться пенсионные системы многих стран, считается самым справедливым. Однако система начинает сбоить, когда ухудшается демографическая ситуация, замедляется экономический рост или ухудшается собираемость налогов, если работодатели в погоне за прибылью начинают выплачивать работникам зарплату в конверте. Все это Россия драматично переживала в 1990-е годы, в результате чего и пришлось проводить масштабную реформу.
С 2002 года и по сей день у нас действует пенсионная система, построенная на страховых принципах. Это означает, что размер пенсии конкретного человека напрямую зависит от размера пенсионных взносов, сформированных за всю его трудовую биографию на его именном лицевом счете. Основа пенсии – обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, выплачиваемые работодателем. Сейчас они составляют 22 процента от годового заработка до 512 тысяч рублей. Те, кому повезло получать больше, с превышающей 512 тысяч рублей суммы отчисляют лишь 10 процентов. С 2014 года страховые взносы увеличатся до 26 процентов.
Поступившие на личный счет работающего гражданина отчисления распределяются между двумя частями его будущей пенсии – страховой и накопительной. На пополнение последней идет 6 процентов от годового заработка до 512 тысяч руб-лей. Именно накопительной частью нам предлагают распоряжаться самостоятельно, посылая так называемые «письма
счастья». Также накапливать пенсию можно и добровольно, став участником Программы государственного софинансирования пенсии, которая сейчас широко рекламируется, или иных программ, предлагаемых различными негосударственными пенсионными фондами. Проблема лишь в том, что «страховые» деньги ежегодно индексируются государством на уровень инфляции, а иногда и выше, а вот доходность «накопительных», мягко говоря, оставляет желать лучшего.
что будет?
Чем больше работаешь, тем больше пенсия
Вся беда в том, что существующие тарифы не позволяют российской пенсионной системе достичь заветной сбалансированности. Так что перед разработчиками Стратегии стояла сложная задача: попытаться достичь баланса, не особенно увеличивая нагрузку на бизнес и, с другой стороны, не снижая уровень пенсионного обеспечения граждан. Как? За счет внутренних резервов.
Во-первых, предлагается создать трех-уровневую пенсионную систему для групп с разными доходами. Если изобразить ее в виде пирамиды, то в основании будет находиться традиционная трудовая пенсия, формируемая за счет страховых взносов. Задача – довести коэффициент замещения утраченного заработка до 40 процентов. Основные споры развернулись вокруг формулы расчета. Предложенную разработчиками и наделавшую много шума схему «40-20-40-20», предполагающую, что работник, отработавший 40 лет и вносивший страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 20 процентов, будет получать пенсию в размере 40 процентов утраченного заработка в течение 20 лет, раскритиковал президент Владимир Путин. Многие также увидели в этом угрозу повышения пенсионного возраста. Ведь сейчас средний россиянин выходит на пенсию с трудовым стажем в 32 года. В итоге, как сообщила вице-премьер Ольга Голодец, президентом страны дано поручение снизить планку пенсионного стажа с предлагаемых первоначально реформаторами 40 до 35 лет. Все ныне существующие льготные периоды вроде службы в армии или отпуска по уходу за ребенком должны быть сохранены. Конечный вариант пенсионной формулы будет озвучен к лету. Однако в любом случае определяющим фактором в размере трудовой пенсии станут стаж и зарплата. Чем дольше работаешь и чем больше получаешь, тем больше пенсия. Предполагается постепенно увеличивать объем ежегодного заработка, облагаемого страховыми взносами по основному тарифу. То есть система будет постепенно избавляться от регрессии, которой она отличается сейчас.
Средне- и высокооплачиваемым работникам предлагается делать упор на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение. Предлагаемые инструменты – корпоративные и частные пенсии. Первые формируются работодателем на основании индивидуального или коллективного договора. Корпоративные пенсии существуют и сейчас в некоторых крупных компаниях наравне с полисом дополнительного медицинского страхования.
– Будет закреплено, что корпоративное пенсионное обеспечение работников является дополнительным негосударственным пенсионным обеспечением, осуществляемым работодателем, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, кредитными организациями на основании договора о корпоративной пенсионной программе и пенсионных правил, – предупреждают разработчики Стратегии.
Что касается так называемых частных пенсий, то это, по сути, заначка, которую может делать любой из нас. Но не под матрац ее складывать, а нести в негосударственный пенсионный фонд, банк или страховую компанию, выбирая программу попривлекательнее и проценты повыше.
как это будет?
Работодателю придется платить за все
Чтобы достичь поставленных целей и сделать пенсии не подачкой на бедность, а достойным замещением утраченного заработка, придется модернизировать основные институты действующей пенсионной системы. Правительство обещает, что изменения будут проходить поэтапно, с переходными периодами, дабы все успели адаптироваться к новшествам. В частности, проблему финансирования досрочных пенсий предлагается решить за счет установления дополнительных страховых взносов.
– Льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должен нести работодатель, а также позволяют работодателям решать проблему привлечения рабочей силы на производства с вредными и опасными условиями труда, – поясняют разработчики Стратегии. – Сложившаяся ситуация не способствует заинтересованности работодателя в улучшении условий труда работников и повышении его безопасности, а также в развитии системы профилактики несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
В общем, не заботишься о здоровье и жизни своих работников – плати. Соответствующие тарифы предполагается ввести уже в 2013 году. В качестве стимулирующей меры предполагается продумать налоговые преференции для сознательных предпринимателей.
Отдельная история – самозанятые граждане. Сейчас они платят в ПФР гораздо меньше отчислений, чем обычные работники по найму. Если за последнего работодатель перечисляет ежегодно 22 процента от годовой зарплаты, то для самозанятого взнос фиксированный и не зависит от дохода – 14,3 тысячи рублей в год. То есть значительная часть будущей пенсии самозанятого, например индивидуального, предпринимателя формируется из бюджета. Для них страховой взнос также будет постепенно увеличиваться.
Ну и, наконец, с накопительными пенсиями предстоит разобраться! Отменить их совсем не решаются, хотя процентную ставку намерены снизить ощутимо, до двух процентов, и, главное, позволить гражданину самостоятельно решать, нужна ли ему накопительная часть пенсии или он хочет весь свой пенсионный взнос оставить в базовой.
– При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке, – стараются развеять многочисленные слухи авторы Стратегии.
Правительство уверено: реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости, а созданная понятная и прозрачная пенсионная система позволит гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию. Что из задуманного получится, покажет время. Но очевидно, что так, как сейчас, уже не будет. Особенно учитывая то, что некоторые моменты предстоящих изменений косвенно учтены в проекте бюджета ПФР на 2013 год.
Анна Кострова