«Я давно уже работаю паровозом»
Федор Бондарчук приехал в Петербург, чтобы подготовить первое заседание нового совета директоров «Ленфильма»
Федор Бондарчук, официально пребывая в своем новом качестве – председателя совета директоров киностудии «Ленфильм» – всего восемь дней, встретился с журналистами в компании генерального директора киностудии Эдуарда Пичугина, председателя Общественного совета «Ленфильма» Светланы Кармалиты, режиссера и педагога Сергея Снежкина. Новости, прозвучавшие на этой встрече, были все сплошь приятные и оптимистичные.
Самое главное, как выразился Бондарчук, «процесс пошел». Закончился подготовительный период, есть бизнес-план; и хотя контуры прекрасного будущего пока еще окутаны густым туманом, перспектива продажи имущества студии за долги отодвинулась. В течение десяти дней шли переговоры с кредиторами (всего на «Ленфильме» по-прежнему висит 82 миллиона рублей долгов). Большинство из них пошло навстречу петербургским кинематографистам. Часть долгов (27 миллионов) удалось реструктуризовать, и банковский счет «Ленфильма» наконец разблокирован.
– Переговоры были непростыми, – сказал Эдуард Пичугин. – Я думал, что мы потратим на это месяца два. А нам удалось сделать это намного раньше.
Отошла на задний план и неприятная перспектива зимовать в неотапливаемых помещениях.
– Мы как-то снимали здесь зимой, – вспомнила Светлана Кармалита. – Это была картина «Хрусталев, машину!». Вот тогда был холод! Мне известно, как это бывает.
Студийную котельную запустили, теперь и в павильонах, и в трех близлежащих домах, которые получают тепло от «Ленфильма», комфортная температура. Второй вздох облегчения.
Удалось сохранить коллектив специалистов. Теперь все приходят на работу, как и положено, к девяти утра.
– И работают до… Нет, не до шести… до упора, – подыскал подходящее слово Эдуард Пичугин.
Конечно, после такого застоя и вынужденного безделья это непросто. Но заявление об уходе подали всего два человека. Остальной коллектив перемены только приветствует. Более того, Сергей Снежкин (ведет мастерскую режиссеров игрового фильма в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения) поведал о том, что 120 молодых дипломированных режиссеров готовы работать на «Ленфильме». Возможно, кого-то придется переучивать, необходимо будет набирать штат технических работников, но главное – кадры есть. К тому же, добавил к этому Федор Бондарчук, на «Ленфильм» пришла команда действительно эффективных менеджеров. То есть будет кому вытягивать эту махину из болота. Еще раз вздохнем.
Золотую коллекцию кино полностью вернуть в лоно киностудии, их создавшей, не удастся. Нет такого закона. А вот передать в управление (нужно будет отчислять государству определенную сумму) – возможно.
Но самое главное для киностудии, заметил Федор Бондарчук, – кинопроизводство. Иначе зачем тогда все начинать?! Вполне возможно, в скором будущем на «Ленфильме» запустят два иностранных проекта – о Дмитрии Шостаковиче, условное название «Музыка, объединяющая мир», и о Екатерине II. В процессе переговоров еще несколько фильмов, для которых питерская киностудия предоставит свои, как предполагается, уже переоснащенные павильоны. Эти проекты принесут «Ленфильму» первые деньги.
– Мы должны сделать «Ленфильм» продакшн-привлекательным, – сказал Федор Сергеевич, – и тогда снимать будут у нас, в России. А не как сейчас – железнодорожная станция Астахово в фильме о последних днях Льва Толстого снималась за границей.
И наконец, на «Ленфильме» родятся новые картины. Во всяком случае, по словам Светланы Кармалиты, сразу же обнаружились два очень интересных сценария. Возможно, они воплотятся на обновленном «Ленфильме»? И Медный всадник в перекрещивающихся лучах засияет новым светом?
– Федор Сергеевич, вы знаете, что вы паровоз? – спросили Бондарчука журналисты.
– Знаю. Я давно уже работаю паровозом, – серьезно принял тему московский актер-режиссер-продюсер-телеакадемик.
– То есть ваша работа предполагает рельсы?
– Моя работа предполагает прежде всего наличие угля в топке, – парировал Бондарчук.
После чего он признался, что после четырех месяцев, проведенных в Петербурге на съемках «Сталинграда», открыл для себя северную столицу. И стал ощущать этот город по-другому. Вернувшись в Москву, Федор Бондарчук вдруг понял, что сильно тоскует по Питеру. Но на вопрос, не собирается ли он вообще переселиться в город на Неве, Федор Сергеевич обаятельно улыбнулся.
– Вообще-то дорога от моего дома до киностудии имени Горького занимает порой времени больше, чем дорога до «Ленфильма». Но при современных способах коммуникации, где жить, а где работать – совершенно неважно, – заключил он.
Эльвира Дажунц. Фото Александра Гальперина