«Граждане пассажиры, не ругайте водителя!»
В канун своего профессионального праздника водители общественного транспорта рассказали, с какими проблемами они сталкиваются на дорогах и какими видят пассажиров из своих кабин
Завтра водители городского пассажирского транспорта впервые отпразднуют свой профессиональный праздник. Если раньше последнее воскресенье октября считалось Днем автомобилистов, то с этого года стало Днем работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Корреспондент «НВ» воспользовалась этим поводом и пообщалась с тремя опытными водителями, которые в Петербурге считаются лучшими. Выяснила, что у каждого вида транспорта есть свои «скелеты в шкафу», и расспросила, как на современной дороге общественному транспорту ужиться с автомобилистами.
«Меня покорила красота из окна троллейбуса»
По мнению Станислава Маркова, у водителя троллейбуса две дороги – провода и проезжая часть. На последней часто попадаются хамоватые маршруточники и бестактные автомобилисты
Станислав Марков крутит баранку троллейбуса вот уже почти 15 лет. В своем ремесле он чуть ли не лучший в стране. В этом году Станислав занял второе место во Всероссийском конкурсе водителей троллейбусов.
Он потомственный водитель – его отец управлял троллейбусами с 1973 года, почти 40 лет. Кстати, династии среди водителей общественного транспорта встречаются нередко.
– Когда был маленьким, часто катался на переднем сиденье с отцом, – рассказывает Станислав, – конечно, мечтал об этой работе. Отец работал на красивейшем маршруте № 8, который проходит через весь город, по Литейному проспекту. В детстве меня покорила эта красота из окна троллейбуса.
Но со временем дым романтики рассеялся. Идти в водители Станислава разубедил кризис 1990-х, когда резко упали зарплаты. Но после службы в армии, службы по контракту и нескольких лет работы на заводе Станислав решил воплотить детскую мечту в жизнь. В 1998 году он пошел на работу в Первый троллейбусный парк, где отец работал ответственным по выпуску. Свое родство Марков-старший и Марков-младший держали в тайне. Мама же Станислава выступала решительно против двух водителей в семье – слишком много было случаев нападения на водителей ночью по пути на смену.
– Папа хотел, чтобы я всего добился сам, самостоятельно научился ездить, – делится водитель. – Помню, в мой первый рейс мне даже дали чужую машину (у водителей троллейбусов, в отличие от водителей трамваев, машины строго закреплены). Пришлось перед маршрутом побегать, чтобы к ней приноровиться и все проверить.
У троллейбуса, признается Станислав Маркин, две дороги. Водителю нужно не только смотреть на проезжую часть и машины, но и особое внимание уделять проводам, которые могут провиснуть или ток вдруг пропадет.
– Зима – самое неприятное время года для нас, – сетует собеседник. – В это время провода замерзают и искрятся. Из-за холода провод может обломиться и упасть. Помню, был один год, когда дорогу посыпали какой-то ядовитой солью, потом наступила оттепель, реагенты испарились на провода, а когда ударили морозы, провода просто затвердели и осыпались!
Современные водители, говорит Станислав, стали крайне бестактны. Хотя водителю встречались и такие, которые публично извинялись перед пассажирами. Как-то раз на перекрестке автомобилист подрезал троллейбус Станислава, последнему пришлось применить экстренное торможение. Пассажиры, естественно, зашумели, заскандалили и, конечно, все свое зло направили на водителя. И тут заходит водитель подрезавшей машины и говорит:
– Граждане пассажиры, не ругайте водителя, он ни в чем не виноват! Резкое торможение произошло исключительно по моей вине!..
– В ответ, – рассказывает Станислав, – немая сцена изумленных лиц в салоне: пораженные пассажиры молчали на протяжении двух остановок.
Однако не обходится и без конфликтов. Один раз выставленные из салона за неуплату проезда пассажиры разбили лобовое стекло троллейбуса. Бывало, подвыпившие горожане бросали в троллейбус и бутылку из-под пива, и камни. Все эти стрессы водитель троллейбуса переживает за зарплату в 20–30 тысяч рублей в месяц.
На городских дорогах, считает опытный водитель, сегодня существует две проблемы: хамоватые маршруточники и бестактные автомобилисты.
– Маршруточники забирают у нас львиную долю пассажиров, – рассказывает Станислав. – Порой не дают подъехать к остановке, стоят на ней по 5–10 минут, комитет по транспорту на эту проблему почему-то смотрит сквозь пальцы.
Кстати, супруга Станислава тоже трудится водителем троллейбуса.
– Дома поговорить не о чем, – шутит мужчина, – на работе мы видим одни и те же дороги, одни и те же машины, одни и те же проблемы.
«Автомобилисты стали очень невоспитанными!»
При всей тяжести работы половина современных водителей трамваев – представительницы прекрасного пола
Елизавета Симановская встречает рассвет в кабине трамвая № 9. Бывший детский хореограф трудится водителем с 2006 года. За шесть лет женщина добилась больших успехов, в этом году победив на общегородском конкурсе среди коллег.
– Я окончила Ленинградское областное училище культуры, затем семь лет преподавала хореографию ребятишкам от 2 до 15 лет. После чего круто поменяла профессию – пошла в сферу недвижимости, стала успешным агентом, продавала большие коттеджи. Но из-за сложностей с оформлением документов быстро устала от бумажной волокиты. Захотелось постоянной зарплаты и стабильности, поэтому я и решилась работать водителем в трамвайном парке.
Елизавета именно решилась – потому что мама, которая около полувека уже проработала на этом поприще, всегда была против. С 1954 года родительница нашей героини успела перепробовать массу профессий в трамвайном парке – кондуктора, телефонистки, а на пенсии – гардеробщицы. С малых лет Лиза проводила в трамвайном парке немало времени, была в курсе судеб всех водителей трамвая. Так как работа сопряжена с неприятными эпизодами на маршруте, то мама Лизу часто предостерегала от этой профессии: «Лиза, только не водителем трамвая!» И все же Елизавета не смогла устоять – через три месяца учебы села за руль электротранспорта.
– Мне все далось легко, – делится Елизавета, – единственное, чего я панически боялась, – это перекрестка с троллейбусными пересечками. Водители машин должны знать: на каждом перекрестке есть место без тока, которое трамвай должен проскочить. Если автомобиль в этом месте перекроет дорогу вагону, то трамвай встанет и образует пробку. В этом случае состав, застрявший на путях, должен ждать следующего – с которым можно сцепиться и продолжить движение.
Елизавета отмечает: водитель трамвая должен быть решительным и обладать олимпийским спокойствием.
– Остальные участники движения должны понять, что ты едешь, и уступить дорогу, – рассказала она. – Если автомобилисты увидят, что ты колеблешься, то попробуют проскочить.
Основной трамвайный контингент – это, как говорится, пионеры и пенсионеры. За безопасностью пассажиров тоже должен следить водитель.
К сожалению, в последнее время участились ДТП на трамвайных остановках – машины не останавливаются перед остановившимся трамваем.
– Водители машин стали очень невоспитанными, – признается Елизавета Симановская, – общественный транспорт ни во что не ставят. Они даже не удосуживаются пропустить пассажиров на остановке.
Нередко на маршруте приходится применить физическую силу, например, поднять трубу для сцепки составов. А на обед отводится лишь 12 минут. И все же половина водителей трамваев – женщины. Средняя зарплата у трамвайщиков – 27–32 тысячи рублей. Сумма зависит от категории, смены и пассажиропотока.
– У нас много молодежи, – делится героиня. – Есть фанаты, которые всю жизнь мечтали водить трамвай.
Елизавета же ценит в своей работе романтику. Обожает любоваться в пути на падающие на трамвайные пути хлопья снега, на восход и закат солнца. Кстати, о восходе: ради этой работы Елизавете пришлось поменять привычки.
– По природе я сова, – признается Елизавета, – поэтому вставать рано утром для меня пытка. А нам приходится подниматься, чтобы заступить на смену, в три ночи, но я привыкла. Хотя как-то в первый год работы даже пропустила утром в дреме остановку – пассажир прибежал и спросил: «Выпускать будете?»
Основная проблема современного трамвайного парка – изношенность. По данным Горэлектротранса, устарело 60 процентов составов. Новый трамвай стоит дорого – около 12 миллионов рублей. Хотя в одном из трампарков ждет своей судьбы «чудо техники» – 28-метровый трехсекционный вагон, сделанный на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Пассажирам какого маршрута посчастливится на нем ездить, пока не понятно.
«Зря чиновники решили ввести валидаторы»
Андрей Петров, бывший военнослужащий, водит городские автобусы около 13 лет. Сейчас он работает на 27-м маршруте – ездит от Белорусской улицы до Театральной площади. В отличие от предыдущих двух героев, работников городского транспорта в роду у него не встречалось.
– Только дядя был дальнобойщиком, поэтому крутить баранку я мечтал с детства, – признается Андрей.
За время работы, говорит водитель, число машин в городе резко увеличилось.
– Это усложняет работу, – признается Андрей. – Приходится уделять большое внимание дороге, потому что никто не хочет уступать путь общественному транспорту. Поэтому современный водитель должен быть выдержанным и внимательным. Но автомобилистов никак нельзя пересадить в общественный транспорт. Люди, которые привыкли ездить на машине, будут ездить исключительно с комфортом. Горожане пересядут в автобус, когда общественный транспорт беспрепятственно станет двигаться по городу. А «выделенок» сейчас в городе крайне мало.
Хамы, как заметил наш герой, встречаются не только среди водителей, но и пассажиров. На практике у Андрея было немало неадекватных горожан, которые норовят проехать зайцем и нагло отказываются оплачивать проезд. Да и вообще, говорит водитель, сознательность пассажиров резко упала.
– Один раз пассажир опоздал на троллейбус, следующий передо мной, – рассказывает водитель. – Когда я подъехал к остановке, запыхавшийся человек сел ко мне и категорически отказался оплачивать проезд, так как троллейбус его не дождался…
А один раз Андрей на автобусе подвозил курсантов Академии транспорта, которые во время кросса отстали от своих товарищей. С помощью автобуса они догнали группу спортсменов – и были в числе первых.
Но Андрей признался, что не поменял бы автобус на другой вид городского транспорта.
– Автобус более мобильный, – констатирует он, – если трамвай или троллейбус сломался, то весь последующий подвижной состав стоит, а у автобусов никто не зависим от поломки.
Основную проблему современного автобуса Андрей видит в отмене кондукторов.
– Мне крайне неудобно работать без кондуктора, – признается он, – следя за оплатой проезда, водитель отвлекается от дороги. Кроме того, пока проверяются проездные билеты на выходе, на остановках теряется много времени. Зря чиновники решили ввести валидаторы и сломать привычную схему оплаты. Это крайне неудобно и пассажирам, и водителям.
И еще, как оказалось, у водителей автобусов самая высокая зарплата по сравнению с их «электрическими коллегами» – 35–37 тысяч рублей.
Софья Прокошева. Фото Александра Гальперина, Евгения Лучинского и Ирины Мотиной