Страна и мир

Судный день

30 октября

 

Вчера Петербург и Москва обсуждали новость о возможном переезде в северную столицу Верховного и Высшего арбитражного судов России

Петербург удивлен новостью: банк ВТБ замораживает свой амбициозный проект «Набережная Европы». Интригу, с чем связан внезапный отказ банкиров от разрекламированной и одобренной на всех уровнях власти «Набережной», никто в городе (кроме узкого круга лиц, в тот момент совершенно недоступных для общения) прокомментировать не мог – не было даже версий.

Но неопределенность сохранялась недолго: в выходные федеральные СМИ со ссылкой на источники в администрации президента сообщили, что вместо элитного жилья и офисов на территории бывшего ГИПХа будут возведены комплексы зданий Верховного суда России (ВС) и Высшего арбитражного суда (ВАС). Куда эти суды после окончания строительства и переедут. Хотя официального подтверждения этой информации вчера днем еще не было, в том, что такое решение принято, никто не сомневается. Заказчиком работ будет выступать управление делами президента РФ, которое и выкупит у ВТБ указанную территорию.

В потоке комментариев на эту тему больше всего уделяется внимания практическим вопросам: за какую сумму банк уступит участок государству, во сколько обойдется перевод судов, сколько сотрудников ВС и ВАС предпочтут остаться в Первопрестольной, проводятся параллели с переездом Конституционного суда. Вопросы, конечно, важные, но, по большому счету, непринципиальные. Принципиально другое: какой статус хочет придать бывшей столице Российской империи нынешнее руководство страны?

После хлопотного, но в целом успешного перевода на берега Невы Конституционного суда в 2008 году федеральные власти, казалось, охладели к Петербургу. Москва перестала «делиться» крупными налогоплательщиками, затихли разговоры о выделении федеральных трансфертов на городские «стройки века» вроде Орловского тоннеля, программы сплошного расселения коммуналок и общей реконструкции исторического центра. Дошло до того, что в бюджете будущего года пришлось резать расходы по всем статьям, кроме социалки. Причины «опалы» назывались разные: протестная активность части петербуржцев, иждивенческие настроения местных властей, которые хотят получать деньги, но не прикладывают усилий к тому, чтобы их зарабатывать, жалобы инвесторов. Однако информация о переселении двух высших судов в этой безрадостной картине меняет все. Сейчас можно предположить, что перевод Конституционного суда был для федеральной власти «модельным» – на нем отрабатывалась технология переезда. Эксперимент был признан удачным – КС обжился и вполне успешно работает на новом месте. Но немедленного продолжения не последовало из-за финансового кризиса 2008–2009 годов. Сейчас процесс возобновился – Петербург превращается в столицу «третьей власти». Что за этим последует, какие еще столичные функции он получит, гадать сейчас бессмысленно. Но шанс не только в поэтическом смысле, но и реально стать второй столицей у него есть.

Во-первых, Петербург и создавался как столица громадной империи – он под это заточен, и столичный менталитет не выветрился из него даже за годы советской власти (хотя тогдашнее руководство страны старалось выбить из Ленинграда все воспоминания о прошлом величии). Во-вторых, Москва уже технически не справляется со столичными функциями – город задыхается. А проект «Новой Москвы» на землях Московской области требует затрат, которые в принципе не могут окупиться. В-третьих, одна из главных российских проблем – коррупция – также связана с особенностями Москвы как столицы. Аппарат федеральных органов власти, состоящий в основном из москвичей, давно стал одной большой семьей: папы, мамы, их взрослые дети, дяди, племянники и т. д. работают в различных министерствах, банках, судах и оказывают друг другу всестороннюю помощь. Эти связи не порушат никакие реформы и чистки – их можно только разорвать.

В-четвертых, при наличии скоростного железнодорожного сообщения и огромного количества авиарейсов между Москвой и Петербургом их территориальная разъединенность уже не играет особой роли. Плюс к тому строится скоростная автомобильная трасса. А для электронного документооборота, на который переходят все органы власти, расстояний вообще не существует.

Вчера все московские комментаторы практически единогласно выступали против перевода всей высшей судебной власти в Петербург, особо упирая на то, что «никто туда не поедет». Действительно, покидать обжитые квартиры, дачи, друзей и начинать на новом месте жизнь почти с чистого листа коренные москвичи не хотят. К тому же у нас отвратительный климат, зима, напоминающая ежегодную климатическую катастрофу… Можно не сомневаться, что Москва будет бороться за суды до последнего. Впрочем, так было и 310 лет назад. И чем закончилась та борьба, хорошо известно.

 

 

 

Владимир Владимиров. Фото ИТАР-ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь