Под Старой Руссой зацветут промышленные сады
Почему этот древний район Новгородчины – областной лидер по инвестициям
Всем известно, что Старая Русса – город на древней Новгородчине – знаменитый лечебно-профилактический курорт федерального значения, где люди поправляют здоровье водой и грязью. Но я решил поехать туда не подлечиться, а чтобы поподробнее познакомиться с экономическим рывком района, который вышел на первое место в области по инвестиционной привлекательности.
В октябре на распаханных полях уже не увидишь буйства трав, но мой гид – первый заместитель главы Старорусского муниципального района Вадим Кожемякин – образно дорисовывает летнее цветение.
– Наша земля – это нечто особенное, потому что в южном Приильменье даже растут каштаны, – с энтузиазмом просвещает спецкора «НВ» руководитель экономического блока местной администрации. – В почве много известняка, что благотворно влияет на урожай и качество косточковых культур, особенно яблок. В садах Старорусского уезда, кстати, еще с начала XIX века, со времен Аракчеева, который дал приказ разбивать сады именно здесь, начали выращивать яблоки специальных сортов, которые подавались к царскому столу. Однако после революции местные селекционеры и садоводы куда-то исчезли или переквалифицировались.
В Старую Руссу, расположенную на псковском дорожном направлении в 90 километрах от Великого Новгорода, я поехал в первую очередь для знакомства с инвестиционным яблочным проектом, о важности которого в беседе с «НВ» говорил губернатор Новгородчины Сергей Митин:
– В Старорусском районе в прошлом году заложен уникальный промышленный сад, который через несколько лет разрастется до тысячи гектаров, порадует людей вкусными фруктами и соками и обеспечит занятость десяткам жителей района.
Под сад распаханы десятки гектаров плодородной почвы, на двух участках – на полях у деревень Солобско и Заднее Поле – посажены почти 100 тысяч саженцев яблони и вишни, а также кустики клубники. Первый урожай крестьяне снимут уже в следующем году, а к 2020 году промышленный сад выйдет на проектную мощность – 1500 гектаров. Основным видом продукции станет натуральный сок, а основным регионом-потребителем – Петербург. Кстати, и частный инвестор, задумавший сделать из Старой Руссы город-сад, – тоже из Питера.
Вадим Кожемякин, похоже, знает об этом проекте почти все, так как оперирует цифрами без бумажки:
– Общая стоимость проекта превысит 3,5 миллиарда рублей, и основные вложения последуют в 2013 году. На садовых территориях заканчивается прокладка инженерных коммуникаций, смонтирована система дорогого капельного полива. Но подчеркну: промышленный сад является самым крупным, но далеко не единственным значимым небюджетным, частным инвестпроектом в нашем муниципальном районе. Их у нас – десятки, общая сумма превышает 10 миллиардов рублей. Правда, более половины проектов находится на начальном этапе.
Коммерческий размах второго по территории района Новгородчины с населением всего 47 тысяч человек действительно впечатляет. Жители не имеют социальных проблем, характерных для отдаленных и безлюдных уголков области. Безработица даже в кризисные 2008–2009 годы не превышала трех процентов, а сейчас упала до 1,2 процента: это самый благополучный показатель в регионе. Люди не чувствуют страха перед завтрашним днем по трудоустройству и по причине развитой в еще советские времена промышленности. На авиаремонтном и химическом заводах работают свыше 1200 человек, а квалифицированные рабочие получают немыслимые по местным меркам деньги: 25–30 тысяч рублей в месяц.
Но самое большое богатство района – уникальная для Новгородчины структура почвы и сочная трава, которая позволяет развивать садоводство, разводить племенной скот, создавать молочные и мясные стада, выращивать картошку и другие овощи.
– Уже 64 процента земель сельскохозяйственного назначения используются у нас по профилю, – не без гордости сообщает Вадим Кожемякин. – Это второй результат в области по востребованности земли.
По северным меркам неплохо. Это не 100 процентов, как на Белгородчине, но и не 30–40, как почти во всех районах Новгородской области.
А еще на карандаше у руководителей района – ряд новых проектов по овцеводству, разведению рыбы в озере Ильмень, кролиководству, откорму свиней. Такой откорм, кстати, помог выжить жителям отдаленных деревень региона. Ведь на карте области отмечено около 3,5 тысячи населенных пунктов, причем в 2,5 тысячи депрессивных деревень живут по 50 и менее человек… Как их обеспечить работой?
Выходом стала программа откорма поросят. Работники облпотребсоюза привозят в отдаленные деревни маленьких хрюшек, обеспечивают впрок их кормами и ветеринарными услугами. Через несколько месяцев подросших хавроний забирают, чтобы местные жители не связывались с тяжелой процедурой забоя скота. В прошлом году благодаря этой программе было выращено 20 тысяч свиней. По словам губернатора Сергея Митина, есть семьи, зарабатывающие за 5-месячный откормочный цикл по 250–300 тысяч рублей — огромные для новгородского села деньги. А в Старорусском районе частным откормом хрюшек на казенных харчах занимаются сотни хозяйств.
(Интервью с губернатором Новгородской области Сергеем Митиным – в ближайших номерах «НВ»)
кстати
Карлики не хуже высоких яблонь
Яблочная плантация у деревни Заднее Поле огорожена сеткой-рабицей, из-за которой выглядывают шеренги худеньких стволов высотой не больше метра. В то, что эти карлики, посаженные в 2011 году, дадут даже не высокий, а просто урожай уже в следующем году, верится, если честно, с трудом.
– Впечатление обманчиво, так как эти яблоньки цвели уже этой весной, – опровергает мои домыслы бригадир по развитию садов, жительница местной деревни Елена Шелкунова. – Но мы тогда обрезали цветы, чтобы окрепли стволы и корневая система. Саженцы сортов «малиновка», «серебряное копытце», «медок», «жигулевская» и ряда других морозостойки, что при наших температурах минус 20 зимой очень важно. А урожай с наших карликовых яблонь мы планируем получить не меньше, чем с обычных.
За двумя участками старорусских садов следят 20 местных «мичуринцев», в основном женщины, которые обходят свои владения каждый день. Осенью-зимой следят за вредителями – мышами и зайцами, – а весной занимаются здоровьем деревьев. На работу из своих деревень молодые дамы приезжают обычно на скутерах. А мужики с собаками охраняют плантации от местных вандалов.
Почему инвесторы сделали ставку именно на карликовые стволы, объясняется просто. При классической разбивке сада в землю засаживают не более 800 саженцев на гектар, а в садах Заднего Поля и деревни Солобско высажено в три раза больше. Особенно тщательно следят местные крестьяне за исправностью системы капельного орошения, благодаря которой каждое дерево получает нужное количество минеральных удобрений. Капельная система не только повышает урожайность, но и позволяет исключить засуху даже в принципе.
Сергей Тачаев, Новгородская область – Петербург