Мурашов уходит
Стратегия развития городских магистралей главы дорожного ведомства не нашла поддержки у администрации Петербурга
В Смольном продолжаются кадровые перестановки. Вчера утром стало известно, что свой пост покидает один из ведущих чиновников городской администрации – председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Борис Мурашов. По информации «НВ», главу дорожного ведомства, две недели находившегося в отпуске, вызвали на специальное совещание. Его итогом стало заявление об уходе с поста по собственному желанию, подписанное Мурашовым. Ближе к вечеру стало известно, что Георгий Полтавченко его подписал.
Отставка руководителя одного из самых сложных, важных для города и «денежных» комитетов пока не комментируется. Как рассказал вчера днем первый заместитель председателя КРТИ Владимир Шмидт, об уходе по собственному желанию своего начальника он не слышал.
– Борис Михайлович находится в отпуске, – сообщил Владимир Шмидт. – О его увольнении мне ничего не известно. Я продолжаю исполнять обязанности председателя комитета.
Сам Борис Мурашов, который, по официальной информации, должен выйти после отпуска на работу уже сегодня, вчера избегал всяческих контактов с прессой и от комментариев по этому поводу воздерживался. Источник в КРТИ сообщил корреспонденту «НВ», что чиновник был готов к уходу с поста еще в середине октября, но до последнего момента надеялся доказать Смольному свою правоту и добиться реализации собственной стратегии дорожно-транспортного развития.
Конкретным поводом для увольнения Мурашова, скорее всего, стало его отношение к развитию петербургской подземки, сыгравшее роль последней капли. Около полутора месяцев назад глава КРТИ (недавно Петербургский метрополитен передали в ведение этого комитета) откровенно заявил, что не видит необходимости строить новые станции метро, посчитав эти работы слишком затратными для городского бюджета. Вместо них чиновник предложил проложить по современным технологиям несколько десятков километров трамвайных рельсов. Но эти идеи не нашли понимания у Георгия Полтавченко (губернатор намерен не только выделять деньги на строительство подземки из бюджета города, но и требовать финансовой поддержки от федерального центра) и вице-губернатора Сергея Козырева, курирующего в том числе и вопросы транспортного развития. Руководство города, в отличие от Бориса Мурашова, уверено в необходимости как можно скорее провести метро на городские окраины. В этом конфликте интересов у чиновника шансов сохранить свой пост не было.
– Мурашов, по сути, сделал ставку на краткосрочное решение транспортных проблем Петербурга, – сообщил корреспонденту «НВ» источник в городской администрации. – С его подачи активно лоббировались проекты строительства скоростных магистралей, развязок и путепроводов, мостов. При непрерывном финансировании большинство из этих объектов удалось бы построить за 4–5 лет, и они действительно решили бы часть транспортных вопросов. Но город активно развивается, количество транспорта на улицах увеличивается. Через 15–20 лет все эти объекты утратили бы свой положительный эффект и мы снова получили бы огромные пробки. Метро хорошо тем, что, построив его, можно смело прогнозировать определенные пассажиропотоки, понимать, сколько горожан могут добраться за короткое время до работы или домой. С этой точки зрения метрополитен гораздо эффективнее, хотя его строительство и эксплуатация обходятся намного дороже прокладки магистралей и виадуков. Неслучайно сейчас в основе транспортной политики лежит приоритет пешеходов и общественного транспорта.
По информации источника «НВ», глава КРТИ настаивал на уменьшении стоимости строительства новых станций подземки либо его полной заморозке «до лучших времен». Но снижение цен на работы неминуемо привело бы к убыточности ОАО «Метрострой», единственной, по сути, компании в мире, имеющей большой опыт проходки тоннелей в столь сложных грунтах, как петербургские, и обладающей специальной техникой для этого. Иными словами, за меньшие деньги «Метрострой» мог просто отказаться работать, а другой подрядчик (в случае если городу удалось бы его привлечь) неминуемо столкнулся бы со сложностями, например с плывунами.
Слухи о возможной отставке Бориса Мурашова ходили с июля нынешнего года. Недовольство городского правительства, в частности, вызывали срывы сроков ремонта и реконструкции некоторых крупных объектов. В середине сентября, например, председатель КРТИ активно расхваливал качество асфальта на проспекте Большевиков, а часть трассы в этот момент стояла вообще без асфальтового покрытия. Проблемы там есть и сейчас – магистраль полностью отремонтировать не успели, и до наступления холодов сделать это, видимо, уже не получится.
Чиновнику припомнили и историю с печально известной фирмой «Флора», сорвавшей несколько подрядов на кольцевой автодороге, когда Мурашов возглавлял дирекцию по строительству КАД, и полностью провалившей реконструкцию магистрали под Американскими мостами на набережной Обводного канала (в этот момент Борис Михайлович уже руководил КРТИ). С другой стороны, именно Мурашов смог достигнуть окончательного расторжения через суд договоров города с «Флорой» и передачи подряда на ремонт дороги под Американскими мостами «Мостострою-6». Первую часть реконструированной трассы обещают открыть до января.
Кроме того, председатель КРТИ сумел добиться новой системы ежегодного глобального ремонта дорог. С его подачи реконструкцию магистралей придется согласовывать с владельцами инженерных сетей, чтобы через неделю после укладки нового асфальта на дороге вновь не появлялись строительные бригады, занимающиеся заменой теплотрасс или кабелей. Правда, оценить удобство новой схемы ему уже не удастся – правила, за соблюдением которых призвана следить Государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ), вступают в силу только в следующем году.
Кто возглавит КРТИ, пока неизвестно. По мнению экспертов, до конца года руководить комитетом останется Владимир Шмидт. А уже после новогодних каникул на ответственный пост назначат нового руководителя.
Владимир Афанасьев. Фото Интерпресс