Из его подвалов Магадан не видно
Знаменитому Большому дому на Литейном проспекте – 80 лет. В канун юбилея его обитатели раскрыли некоторые тайны здания и развеяли популярные мифы
Большому дому на Литейном, «штаб-квартире» УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти, исполнилось 80 лет. Построенное лишь за один год руками заключенных здание за свою относительно непродолжительную и противоречивую историю породило среди жителей города на Неве массу мифов, многие из которых живы и поныне.
Свое название Большой дом получил совершенно заслуженно. Конечно, по нынешним временам его высота относительно небольшая – 44,5 метра, но вот площадь, которую занимает знаменитое здание, до сих пор впечатляет – оно расположилось на 4,5 гектара. Одних только окон в нем насчитывается 1216, а главное помещение для заседаний – Красный зал – имеет высоту в два этажа.
Место, на котором стоит Большой дом, также имеет свою особенность. Несмотря на свою близость к Неве, даже при сильных наводнениях здание не затапливается, поскольку достаточно сильно возвышается над остальной территорией.
Одним из инициаторов строительства административного здания для ОГПУ-НКВД стал Сергей Киров. Ленинградские чекисты в ту пору квартировали на Гороховой, 2, в довольно стесненных условиях.
– Возможности для ведения нормальной работы в тех условиях практически не было, – поясняет директор зала истории УФСБ Владимир Груздев. – Да и с точки зрения конспирации работать в самом центре города было затруднительно.
К разработке проекта привлекли талантливых, но репрессированных архитекторов, инженеров и строителей, которые трудились под эгидой чекистской структуры ОКТБ-12. Именно их эскизы легли в основу проекта, созданного Ноем Троцким, Александром Гегелло и Андреем Олем. «Близкое соседство проектируемой постройки с Невой обеспечивает достаточный приток к зданию чистого свежего воздуха, – говорится в проектной записке к объекту. – Значительная ширина улиц дает возможность довести высоту проектируемого здания до семи этажей. Внутренние дворы в новом здании запроектированы в настолько значительных размерах, что помещения, выходящие на них окнами, будут освещены даже лучше, чем те, которые обращены на улицу».
Внешне Большой дом напоминает неприступную крепость. Фактически он таким и является. На углах здания по всем этажам устроены бойницы, через которые можно вести огонь. В тревожное время здесь хранился запас продовольствия не на один месяц и солидный арсенал. Внутренние помещения здания – всего в Большом доме насчитывается 1345 комнат – так хитро спроектированы, что если оно подвергнется бомбардировке, несущие конструкции останутся нерушимы. Когда в годы Великой Отечественной во внутренний двор попали два фугаса и два снаряда, взрывной волной вынесло все оконные переплеты с первого по четвертый этаж прямо во внутренние коридоры, однако стены даже не дрогнули. Кстати, пережитые зданием фашистские бомбежки – опровержение одного из мифов о Большом доме, согласно которому чекисты якобы прикрыли свое здание «живым щитом» из пленных немецких офицеров, которых держали на верхнем этаже. Мол, в ставке Гитлера об этом хорошо знали и дали приказ не бомбить здание НКВД.
Еще один известный миф – тайные многоэтажные подвалы под Большим домом, где якобы в годы сталинских репрессий томились арестанты. Городской фольклор даже породил такую байку: «Какой дом самый высокий в Ленинграде?» – «Большой дом на Литейном. Из его подвалов Магадан видно». Подвал под Большим домом, включая внутренний двор, и впрямь существует. Правда, лишь в один этаж. В мирное время подвальные помещения используются в качестве кладовых, а в блокаду здесь располагалось бомбоубежище для сотрудников управления. Арестованные же содержались в здании СИЗО по соседству, а в Большой дом их доставляли только на допрос.
Свой юбилей Большой дом встречает обновленным. Вот-вот должны быть сняты строительные леса с фасада, выходящего на Литейный. Внутри главным новшеством стали современные бесшумные лифты. Но многие детали остаются неизменными, какими их и увидели 7 ноября 1932 года впервые переступившие порог своего нового дома ленинградские чекисты: массивные двери темного дерева с изогнутыми латунными ручками, картины с революционными сюжетами на стенах у входа в Красный зал, полумрак широких коридоров…
В зале истории УФСБ, как и в любом другом музее, бережно хранятся раритеты – форма прошлых лет, а также фотоаппарат. Глядя на это «чудо техники», понимаешь, как нелегко было чекистам сохранить свою деятельность в тайне
Внутренний двор Большого дома – особая гордость тех, кто здесь работает. Он спроектирован так, что дневной свет равномерно проникает в каждое из многочисленных окон здания. Еще во время строительства архитектор Ной Троцкий подчеркивал, что в кабинетах, выходящих окнами во двор, будет намного светлее, чем в тех, чьи окна «смотрят» на Литейный проспект. Сегодня с увеличением количества автомобилей на улицах появилось и еще одно преимущество – во дворе намного тише
Красный зал до сих пор не утратил своего назначения, здесь все так же проводятся торжественные мероприятия и масштабные заседания. На центральной стене – объемное изображение Владимира Ленина, выполненное в уникальной технике. Директор зала истории Владимир Груздев говорит, что портрет вождя мирового пролетариата невозможно демонтировать – слишком большой, но создается впечатление, что современные чекисты немного лукавят. А Ленина оставили только потому, что из истории, как и из песни, слова не выкинешь
С виду это ничем не примечательный кабинет, каких в Большом доме больше тысячи. И тем не менее Владимир Груздев останавливает на этой двери внимание экскурсантов – за ней когда-то работал Владимир Путин