Учебная тревога
Пока автоинспекторы и автошколы обвиняют друг друга в некачественной подготовке водителей, в Петербурге неуклонно растет количество дорожных аварий
Управление ГИБДД приводит шокирующие цифры: с января по сентябрь 2012 года произошло 6006 аварий. Это на 657 ДТП больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но самое страшное другое – в них погибли 326 человек, из которых семеро – дети. В ГИБДД уверены: такой всплеск аварий связан с некачественным обучением в автошколах, ведь виновниками большинства ДТП становятся начинающие водители, сидящие за рулем не больше двух лет.
– Сегодня подготовкой водителей в Петербурге официально занимаются 142 школы, – сообщил старший госинспектор межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД ГУ МВД Валерий Кузьмин. – Сейчас принцип лицензирования настолько упрощен, что никаких преград для организации автошколы не существует. Учебное заведение подает заявление в комитет по образованию, предоставляет устав и все! Остальные документы не нужны. К тому же лицензии выдаются на всю жизнь.
По словам Валерия Кузьмина, недобросовестные автошколы не подвластны Управлению ГИБДД. Сотрудники ведомства имеют право лишь принимать от учебных заведений регистрационные списки граждан, которые начинают обучаться в автошколе, копию лицензии и могут проверить материально-техническую базу школы. На этом их полномочия заканчиваются.
– В нашу команду пришли люди, которые занимаются исключительно бизнесом, – признался председатель Северо-Западной региональной ассоциации автошкол Александр Ваймер. – Содрали деньги и смылись! Из всех школ треть просто зарабатывают деньги, абсолютно не обучая людей теории и практике вождения.
Тем не менее за последние десять месяцев новые водительские удостоверения получили 59 951 человек. В прошлом году этот показатель был больше – 63 235 новичков за рулем.
Хотя ГИБДД всю вину за ДТП возлагает на недобросовестные автошколы, экзамен новоиспеченные водители сдают все же в ГАИ.
– В любой из школ существуют целые группы людей, которые имеют водительское удостоверение, но их привозят на дополнительные уроки вождения на автомобиле, – считает член Координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов. – Через неделю обучения они немного начинают ездить. Но каким образом они получили водительское удостоверение – большой вопрос. Если человек не может сам тронуться с места и проехать 500 метров на машине, значит, он получил водительское удостоверение каким-то коррупционным путем. И глупо винить во всем автошколы.
Как получать водительские права «незаконным путем», могут рассказать тысячи петербургских автолюбителей. Например, петербурженка Екатерина Козырева (имя изменено), получила удостоверение около трех месяцев назад. Но девушка до сих пор не может выучить значение всех дорожных знаков и путается, когда нужно повернуть на сложном перекрестке.
– В автошколе я училась два с половиной месяца, – рассказала Екатерина. – Несколько недель занимались теорией и устройством автомобиля, но я мало что поняла. Затем начали потихоньку ездить. Сначала путала педали, но потом вроде приноровилась. В общем, в конце обучения мне инструктор сказал, что я сама свободно могу ездить, но почему-то посоветовал этого не делать.
Экзамен в ГИБДД, по словам собеседницы «НВ», прошел очень быстро и легко, но не благодаря ее мастерству. Перед сдачей она по совету товарищей из автошколы «заслала денег кому надо», а потому на многочисленные мелкие нарушения принимавший тест инспектор закрыл глаза. К слову, в городе даже существует общепринятая сумма взятки в ГАИ за сдачу экзамена – от 8 до 10 тысяч рублей.
– Автошколы и сотрудники ГИБДД могут сколько угодно кивать друг на друга, но в бардаке на наших дорогах они виноваты в равной степени, – уверен эксперт автотранспортного портала Олег Левинсон. – И те и другие ставят превыше всего извлечение выгоды. В итоге на дороги выезжают сотни тысяч водителей, которые не умеют себя вести на трассе.
Эксперт видит лишь два выхода из сложившейся ситуации: серьезное ужесточение наказания за нарушение ПДД и введение обязательного урока вождения в старших классах общеобразовательных средних школ. Ведь получить права молодой водитель может уже в 16 лет.
Полина Огородникова, Никита Рубцов. Фото Евгения Лучинского