«Хочу здесь жить и перемен к лучшему»
Предприниматель из Архангельской области Татьяна Седунова не только обеспечила рабочими местами своих односельчан, но и готова вкладывать деньги в сохранение и развитие поморских деревень
На эту женщину молятся жители поморской глубинки. И есть за что. 20 лет назад, когда от беспросветной безнадеги и безденежья отсюда начало массово уезжать местное население, Татьяна Седунова дала возможность работать, а значит, и поверить в будущее десяткам жителей окрестных сел и деревень. Свою первую серьезную прибыль в 1990-е эта бизнесвумен вложила в организацию бесплатного летнего лагеря для детей односельчан. Она помогала возрождать храмы, повышать культуру, а еще она настоящая хранительница исконных народных традиций.
Предприниматель из Пинежского района Архангельской области Татьяна Седунова искренне верит в будущее северной деревни – и делает на него ставки в своем нынешнем бизнесе – туризме.
– Мне скучно в городе, даже в Архангельске думаю – быстрее бы домой, чтобы все успеть, – рассказала она корреспонденту «НВ».
Хозяйство Седуновой, по столичным меркам, не такое уж и большое. Несколько магазинов и гостевых домов в древних пинежских деревнях, где гости живут так, как жили здесь на протяжении долгих столетий. А еще ее усилиями летом с верховий Пинеги организуется сплав на плотах, закупка у населения и переработка грибов и ягод, действуют молодежные лагеря. При этом она до сих пор сама зачастую встречает гостей, водит экскурсии, рассказывает гостям местные сказки, поет северные песни, получая от этого искреннее удовольствие.
К занятиям турбизнесом, которым Седунова и прославилась на всю область, ее, как она считает, подтолкнула сама жизнь. Вернувшись в 20 лет из Архангельска с дипломом режиссера в руках, работала заведующей клубом, ездила по деревням, собирала фольклор, костюмы и старинную утварь.
– Мне отец все говорил: ну чего ты в клубе работаешь? Вот раньше люди в церковь заходили – и шапку снимали, никому не нужно было об этом напоминать. И мне это так запало, что я всех заходящих в клуб научила снимать шапку! – вспоминает Татьяна.
Но в начале 1990-х в ее рабочем поселке при леспромхозе стало все рушиться. Еще вчера твердо стоящие на ногах предприятия складывались как карточные домики, исчезли стабильность и смысл жизни, а люди уезжали в поисках лучшей доли, буквально бросая дома и квартиры. В то время Седуновой и ее мужу перестали платить зарплату, и она, с двумя маленькими детьми на руках, решила окунуться в столь модный тогда бизнес.
– Я заняла денег у пенсионеров, сама съездила и купила три мешка огурцов, сама села и продала. Был канун 8 Марта, а в магазинах не было вообще ничего. Потом посчитала выручку – и назавтра уехала за новой партией.
Одиннадцать магазинов Седуновой, оказавшиеся первыми точками частной торговли в верховьях Пинеги, стали приносить стабильный доход. Однако, как сама признается, когда у нее появились настоящие деньги, испытала она от этого не радость – стыд перед нищими земляками. В итоге первым серьезным вложением Седуновой стало… строительство детского лагеря в древней деревне Кучкас – для ребятишек ее же земляков, который первые годы работал совершенно бесплатно.
– У меня было хорошее детство – мы ездили в лагеря по всей стране, а после распада СССР дети остались ни с чем! Хотелось даже просто накормить этих ребят – ведь в большинстве семей, кроме хлеба, картошки и грибов, не было ничего! – вспоминает она первые годы своего «бизнесвуменства».
– Я начала чувствовать, что мне торговать внутренне не нравится, что я духовно деградирую, – рассказывает Татьяна Седунова. – В сфере культуры ты делаешь праздник, получаешь от этого людскую благодарность – и это действительно поднимает над землей! И когда, уезжая с моей первой лагерной смены, дети, прощаясь со мной, плакали, я поняла, что вот он, результат! Ведь кто я для народа в торговле была? Спекулянт, самый натуральный!
Позже в лагере начали проводиться тематические смены – лингвистические, творческие и так далее, проводить которые помогали многочисленные знакомые Седуновой по той самой «сфере культуры». А лето на Пинеге – пора гостей. Население местных деревень увеличивается в эти месяцы в разы. К Седуновой также приезжало множество знакомых, которые рекомендовали ее своим знакомым, и так далее – принимать гостей нашей героине всегда нравилось. Постепенно гости сами стали оставлять деньги – за ночлег, спонтанные экскурсии и просто за гостеприимство. Возьми, мол, а то неудобно…
– Так я поняла, что на туризме можно зарабатывать. За хорошую услугу люди готовы платить. Начал собираться штат сотрудников – сначала из моих братьев и сестер. Был создан Пинежский туристический центр. Первыми гостями «за деньги» стали, конечно, москвичи – знакомые из Архангельской области были такие же нищие, как и мы все. Люди едут к нам, просто чтобы отдохнуть от городской замотанности. У нас ведь здесь хоть и мобильной связи часто нет – зато народ хороший!
И сегодня люди в местных деревнях говорят, лучше идти работать к Седуновой, чем к строящим здесь же новые гостевые дома москвичам. Ведь при всех достоинствах «новопинежан», их готовности вкладывать и бизнес-смекалке, местные корни, любовь к родной земле они не заменят. Например, в той же Верколе сейчас активно строится современная гостиница со всеми удобствами. И через какое-то время в не столь богатой туристами деревне начнется настоящая конкуренция между «своим» и «понаехавшим» турбизнесом.
– Думаю, к ним поедет их же московская клиентура. Ко мне же будут ездить те туристы и паломники, которые ценят человечность, открытость, то, что я пою свои песни и читаю свои сказки! – рассуждает Татьяна Седунова. – Одного боюсь – что богатые жители центра России просто здесь скупят все на корню – а потом нашим же придется выкупать у них все втридорога. Уже сейчас в деревни, которые находятся за много километров от райцентра, приезжают москвичи и покупают дома. Это первые звоночки. Говорю бабушкам: да не продавайте вы туристам свои старинные сарафаны, в которых ходили еще ваши прабабки! Пусть он лучше будет дома у вас висеть – а люди будут из года в год ходить к вам и смотреть их. Да и вы сами, даст Бог, заинтересуетесь тем, как жили ваши предки.
При этом Седунова не верит, что северным деревням грозит подлинный туристический бум, на котором можно сделать большие деньги. Тем не менее у предприимчивой пинежанки в Архангельской области уже есть ученики и последователи – например, в Устьянах, где также активно взялись за развитие местного турбизнеса.
В свои неполные 50 лет Седунова полна планов. Она, например, мечтает создать на Пинеге стационарный молодежно-православный центр с военно-спортивным уклоном, а также заняться глубокой переработкой дикорастущих растений прямо в деревне. При этом Татьяна Николаевна не стремится во власть – хотя и занимается политикой на уровне района. Мотивирует это тем же, что и все остальные: «Хочу здесь жить, и хочу перемен к лучшему!» А еще – она до сих пор часто поет пинежские песни и утверждает, что это спасает в трудных ситуациях.
Что касается помощи в том, чем она занимается, со стороны властей, Седунова говорит: «Ничего не жду и не прошу, лишь бы не мешали».
из первых уст
«Даже в мыслях не было отсюда уехать»
Наш разговор с Татьяной Седуновой не мог не коснуться имени знаменитого писателя Федора Абрамова. Его дом до сих пор – святыня родной для него деревни Веркола, где он и похоронен. Сегодня в деревне, известной своими деревянными конями на крышах, также работает гостевой дом пинежской предпринимательницы.
– Долгие годы деревенских людей мотивировали покидать родные места, перебираться в город, – считает она. – Именно из-за этого в северных деревнях сегодня пустуют столько вполне пригодных к жизни домов, которые ныне скупают за копейки жители столицы.
– Но ведь даже ваш земляк Федор Абрамов, посвятивший все свои книги Пинежью, тем не менее писал их, живя в Ленинграде…
– Возможно, останься он здесь, он никогда не написал бы свои знаменитые романы, которые прославили Пинегу и Верколу на весь мир. Так он передал свою сыновнюю любовь – и этим тоже нужно заниматься, если есть такой талант. Но когда ты годами живешь в городе, работаешь грузчиком, влачишь жалкое существование без прав, прописки и жилья – не лучше ли вернуться в деревню, быть там уважаемым человеком? Вдумайтесь: процентов у 80 из тех молодых людей, которые не получили в городе должного образования, никогда не будет там своего жилья! Им всю жизнь жить на съемных квартирах! Да и скучно в городе. Как приеду – хочется скорее в деревню. Думаю: как же у нас-то хорошо!
– Вы заражаете своей верой в будущее северной деревни, на которую многие уже махнули рукой… Станет ли сельская глубинка России снова обитаемой?
– Да! Причем ехать сюда жить будут не коренные жители, а наоборот, горожане, которые сделают свой выбор сознательно. У нас принято плакать и ныть, что в деревне нет работы. Работа есть! И мы с мужем доказываем это каждый день. Муж работал в леспромхозе, последние десять лет держит скотину, поставляет и молоко, и мясо, пытается из них что-то делать, перерабатывать на месте. Можно здесь жить – и нужно! И туризм – одно из главных направлений возможного развития района. Хотя мне интересно все – более того, развитие одной сферы тянет за собой другую. Ведь даже приезжающий в северную деревню турист хочет молока не из пачки, а прямо из-под коровки! А также творог, сыр, местный хлеб, грибы и так далее. И приезжающие гости, поверьте, вывозят это все с собой целыми сумками! Так что всем советую: не ждите каких-то инвестиций в вашу деревню – действуйте сами. Да и вкладывать в нашу деревню, где разрушена инфраструктура, где нет ни дорог, ни связи, может лишь тот, кто здесь родился – и пригодился!
кстати
В те же 1990-е Татьяна Седунова стала одной из тих, чьими усилиями начал возрождаться знаменитый Артемиево-Веркольский монастырь. Тогда она, услышав, что в монастырь приехал единственный в то время на Пинеге священник, собрала поселковую молодежь – и поехала за 100 километров знакомиться с батюшкой.
– Отец Иоасаф по-настоящему спас у нас очень много народа. Помню, привезла я его к нам в Сосновку, набился полный зал, человек 200… И когда меня потом вызвали на бюро райкома партии, я честно сказала: «Извините, за все мои годы работы в клубе ни один лектор общества «Знание» не собрал такую аудиторию!» – вспоминает Татьяна Седунова.
Потом было крещение, работа по восстановлению монастыря, новые купола, которые ставили на полуразрушенные храмы с вертолета, – и возвращение в деревенскую жизнь желания действовать. С 2000 года по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона и с помощью одного из московских приходов в деревне Кучкас появился первый в Поморье детский православный лагерь.
досье «нв»
Татьяна Седунова родилась 21 ноября 1962 года в поселке Кулосега Пинежского района, была четвертым ребенком в семье. После окончания школы в соседнем поселке Сосновка, где живет и до сих пор, она закончила архангельское культпросветучилище, вернулась в Сосновку и работала заведующей клубом в течение десяти лет. Позже получила второе высшее образование по специальности «менеджмент». С 1992 года является директором Пинежского туристического центра, с 1996 года занимается организацией детского оздоровительного лагеря «Кучкас».
Победитель областных конкурсов «Женщина – директор года – 2002» и «Лучший предприниматель» в номинации «Туристическая деятельность», а также всероссийского «Женщина – директор года России – 2003», победитель конкурса. Депутат Пинежского муниципального района. Бабушка четверых внуков.
Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельской области