Письма о чужих письмах
После публикаций, посвященных столетнему юбилею Льва Гумилева (13.10.2012), в адрес «НВ» пришло несколько писем, касающихся статьи Татьяны Алексеевой «А чужие письма все читают…». Напомним: речь в статье идет о том, что весь юбилейный год в филиале Музея Анны Ахматовой – Музее-квартире Льва Гумилева – идет спектакль «Зачем было столько лгать?», основанный на сугубо личной переписке ученого.
Родственница и правообладатель литературного и научного наследия Льва Гумилева Маргарита Новгородова пишет нам: «Публикация подается как интервью со мной, что действительно имело место в телефонном разговоре, хотя я не была предупреждена о том, что разговор записывается и в дальнейшем будет использован в газетной публикации». Это не соответствует действительности, так как разговор с Маргаритой Ивановной был начат именно с сообщения о готовящейся публикации, посвященной столетию Гумилева, его музею и спектаклю по его письмам.
Далее она написала, что «не скрывает своего отрицательного отношения к спектаклю, поставленному по письмам Л.Н. Гумилева…», но «после обсуждения сложившейся коллизии с руководством музея посчитала вопрос исчерпанным». Спектакль тогда прекратили показывать в помещении квартиры ученого, перенеся его на площадку Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Но как быть с тем, что по городскому радио в торжественные дни юбилея Льва Николаевича идет «раскрутка» этого действа, а в адрес администрации города и нашей редакции идет поток писем с просьбами разобраться в этом вопросе? Проживая в Москве, Маргарита Ивановна не видит театральных афиш, не слышит голосов возмущенных граждан…
Директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова, в свою очередь, также написала письмо в редакцию, в котором посчитала статью Татьяны Алексеевой тенденциозной. Она сообщает, что «личные письма Льва Николаевича Гумилева музей трактует как исторический документ». Остановимся на этом подробнее. Попова пишет: «В основе драматургического материала спектакля лежит изданная музеем в 2005 году книга «И зачем нужно было столько лгать?», в которой опубликованы письма Льва Гумилева из омского лагеря, отражающие в том числе и исключительные обстоятельства – в условиях советского концлагеря – его научной работы по истории Срединной Азии. По поводу этого издания между музеем и М.И. Новгородовой 15 августа 2005 года был подписан договор».
Но директор музея опускает тот факт, что ведение дел по публикации наследия Гумилева Маргарита Новгородова передала литературному агентству ФТМ, которое заключает договоры от ее имени. А Новгородову лишь ставят в известность, в данном случае – по телефону. При этом Попова утверждает, что Музей Анны Ахматовой своевременно уведомлял правообладательницу относительно своей издательской и театральной деятельности. Однако это не так. Достаточно открыть книгу «И зачем нужно было столько лгать?» и удостовериться, что она была сдана в печать 29 июля 2005 года, в то время как договор на нее подписан лишь 15 августа 2005 года – больше двух недель спустя... Причем оригиналы самих писем Новгородова не видела до сих пор. О подготовке спектакля по книге писем ее родственника музейщики Новгородовой ничего не сообщали. О том, что в квартире Гумилева идет это действо, она узнала в феврале этого года от знакомых, увидевших афишу. А ведь спектакль шел в музее уже в ноябре 2011 года!
О юридической стороне постановки спектакля Попова пишет: «Спустя семь лет, когда музей подготовил сценический вариант книги, те же стороны 5 апреля 2012 года заключили новый договор «О предоставлении права на использование литературных произведений для постановки спектакля»». На самом деле произошло следующее. Новгородова и несколько близких ко Льву Гумилеву лиц, считая недопустимым показ спектакля в квартире ученого, 15 февраля 2012 года отправили письмо на имя вице-губернатора Петербурга Василия Кичеджи. В частности, они написали: «Бесцеремонное копание в личной жизни человека, явно не одобрившего бы подобное действо, вызывает протест. В представлении сотрудников Музея Анны Ахматовой, филиалом которого является Музей-квартира, Л.Н. Гумилев подан только как ссыльный, плохой сын и незадачливый любовник, а не как мыслитель и гордость России». На их претензии заместитель начальника управления информации – пресс-службы администрации губернатора Петербурга Евгений Лукин в телефонном разговоре ответил: «Есть и другие мнения, возбуждайте общественную дискуссию». Однако родственники и знакомые Льва Николаевича тогда посчитали, что не следует раздувать излишний шум.
Текст сценария был послан Новгородовой лишь 20 марта и только потому, что после возмущенных писем в администрацию города была инициирована проверка деятельности музея-квартиры. А вот жителей Петербурга об этом спектакле оповестили еще 17 февраля на радиостанции «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге». Затем о спектакле сообщило несколько питерских газет.
В письме в редакцию «НВ» директор музея пишет: «Новгородова в письме музею от 22.03.2012 высказала свое впечатление: «Сценарий следует считать удачным…»
Однако Нина Попова привела цитату неточно, опустив начало предложения. На самом деле Маргарита Ивановна написала: «Если отвлечься от реальных прототипов действующих лиц, то сценарий следует считать удачным…» А далее она выражает уверенность: «Будь живы Лев Гумилев и Анна Ахматова, они резко протестовали бы против подобных показов и толкований своей жизни».
Затем Попова сообщает, что с мая 2012 года постановка спектакля «Зачем было столько лгать?» осуществляется не в Музее-квартире Л.Н. Гумилева, а непосредственно на сценической площадке самого Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Да, место действия сменилось, но его характер от этого иным не стал. Поэтому вопросы к этической стороне этого дела остаются. Ведь чужие письма продолжают читать…
Отдел социальных проблем «НВ»